Инструкция о порядке действий в случае совершения на территории школы захвата (блокирования) людей
Инструкция о порядке действий в случае совершения на территории школы захвата (блокирования) людей
В случае совершения захвата (блокирования) людей (далее – захват заложников) на территории школы (далее – объект) лица, находящиеся на объекте осуществляют следующие действия.
- При возникновении ситуации с захватом заложников:
немедленно сообщают о захвате заложников руководителю объекта, в органы внутренних дел и (или) государственной безопасности;
в переговоры с лицами, захватившими заложников, по своей инициативе не вступают;
в ситуации, когда имеются признаки угрозы захвата в заложники, избегают попадания в их число и немедленно покидают опасную зону.
1.1. при захвате в заложники:
выполняют требования лиц, захвативших заложников, если это не связано с причинением ущерба здоровью людей и их жизни;
не противоречат лицам, захватившим заложников, не рискуют жизнью окружающих и своей собственной;
не провоцируют действия, которые могут повлечь за собой применение лицами, захватившими заложников, оружия.
1.2. во время штурма по освобождению заложников:
ложатся на пол лицом вниз, голову закрывают руками и не двигаются;
ни в коем случае не бегут навстречу сотрудникам специальных подразделений или от них, так как их могут принять за преступников, по возможности держатся дальше от проемов дверей и окон.
- Технический персонал, задействованный в охране либо сторож (далее – сотрудники охраны):
2.1. получив сообщение о захвате заложников:
фиксируют в рабочем журнале время, указывая характер принятого сообщения, место захвата заложников и от кого оно поступило;
докладывают об этом руководителю объекта, в органы внутренних дел по телефону «102».
2.2. на месте происшествия:
визуально производят первичную моментальную оценку обстановки, в ходе которой устанавливают:
наличие и количество лиц, захваченных в заложники (по возможности их возраст, пол, состояние, принадлежность к работникам или посетителям объекта), а также иных пострадавших;
места расположения лиц, захвативших заложников, имеющиеся у них оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, иные средства поражения;
наличие чрезвычайных ситуаций, возникновение которых связано с захватом заложников, и прогноз их развития (возгорание горючих материалов или веществ, угроза или обрушение конструкций здания или оборудования, иное);
угрозы жизни и здоровью лицам, находящимся на объекте, возникшие в связи с захватом заложников, зоны действия поражающих факторов, включая возможные сектора обстрела со стрелкового оружия лиц, захвативших заложников;
предоставляют руководителю объекта, представителям правоохранительных органов сведения об обстановке, сложившейся в результате захвата заложников, для последующего оповещения представителей руководства объекта, эксплуатирующей объект, в соответствии со схемой оповещения;
одновременно с оценкой обстановки и информированием о ней, с учетом установленных угроз жизни и здоровью, лиц, находящихся на объекте и с соблюдением мер безопасности организуют:
оказание первой медицинской помощи пострадавшим, удаление с места происшествия лиц, не находящихся под контролем лиц, захвативших заложников, их размещение вне места происшествия и зоны действия поражающих факторов для:
оказания медицинской и психологической помощи по потребности; опроса и последующего установления возможных свидетелей непосредственной подготовки и совершения захвата заложников;
блокирование по возможности лиц, захвативших заложников, на определенных участках или в помещениях (зданиях) объекта, в том числе посредством запирания проходов к местам происшествия;
при наличии возможности локализацию и ликвидацию очагов возгорания, воздействия иных поражающих факторов, возникших в результате захвата заложников;
на безопасном расстоянии обозначают веревкой, лентой границы места происшествия, исключают доступ к нему посторонних лиц, (за исключением случаев, связанных с необходимостью оказания первой помощи пострадавшим) до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности.
2.3. на объекте вне места происшествия:
принимают решения о:
прекращении функционирования объекта (его критических, элементов, иных компонентов);
проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах захвата заложников, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
ограничивают доступ на объект;
не допуская паники, организуют оповещение лиц, находящихся на объекте о возникновении на нем чрезвычайной ситуации и необходимости эвакуации с объекта;
в случае совершения лицами, захватившими заложников, противоправных действий с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ вблизи расположения оборудования под давлением, горючих материалов и веществ с соблюдением требований безопасности принимают меры по выводу такого оборудования из эксплуатации, удалению горючих материалов и веществ на безопасное расстояние;
проводят эвакуацию лиц находящихся на объекте, не задействованных в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий захвата заложников;
при этом исключается:
проход эвакуируемых через место происшествия и зоны действия поражающих факторов;
сосредоточение людей на отдельных выходах;
совершение хищений иных материальных ценностей;
одновременно обеспечивается:
использование всех выходов с объекта, контроль обстановки на выходах и в местах расположения материальных ценностей;
по возможности выделяют в отдельную группу эвакуируемых, находившихся на места происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, для последующего опроса;
2.4. при осуществлении мониторинга обстановки на объекте с использованием системы видеонаблюдения:
проводят изучение видеозаписей с места происшествия накануне захвата заложников, по возможности определяют лиц, захвативших заложников, и контактировавших с ними лиц, отслеживают их движение по объекту с целью фиксации вероятного оставления взрывных устройств;
изучают обстановку на объекте с целью возможного обнаружения лиц, причастных к захвату заложников;
контролируют ход эвакуации лиц находящихся на объекте, информируют руководителя объекта о нахождении людей для принятия при необходимости мер по их дополнительному оповещению и эвакуации.
2.5. в окружении объекта:
не допускают сосредоточение людей;
обеспечивают информирование лиц, находящихся на объекте о необходимости удалить транспортные средства с прилегающих парковок и контролируют процесс их выезда.
- Дежурный заместитель руководителя объекта организует:
оповещение руководителя объекта и выполнение его указаний о дальнейшем функционировании объекта, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности людей, сохранности материальных ценностей;
деятельность сотрудников охраны и иных работников объекта по выполнению пунктов 1 и 2 настоящей инструкции;
присутствие на объекте лиц, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, физических лиц и (или) материальных объектов, в отношении которых установлена вероятная связь с захватом заложников до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности, иных уполномоченных государственных органов;
сбор данных о захваченных в заложники и иных пострадавших работниках объекта и, при наличии возможности, о пострадавших посторонних лицах;
сбор данных о развитии чрезвычайных ситуаций на месте происшествия.
- Руководитель объекта:
руководит проведением мероприятий по минимизации последствий чрезвычайной ситуации (возможной чрезвычайной ситуации);
контролирует ход проведения оповещения лиц находящихся на объекте, органов внутренних дел по телефону «102» и ход проведения эвакуации;
дает соответствующие указания о дальнейшем функционировании объекта;
организует мероприятия по обеспечению безопасности лиц находившихся на объекте в момент инцидента, сохранности материальных ценностей;
принимает меры по первоочередному освобождению от людей и транспортных средств основного (въездные ворота на территорию объекта) и резервного (входная калитка на территорию объекта) мест встречи сотрудников государственных органов, осуществляющих реагирование;
подготовку помещений для развертывания деятельности следственно-оперативных групп, оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (при необходимости);
встречу и сопровождение по объекту представителей следственно-оперативных групп, сил и средств правоохранительных государственных органов и экстренных служб;
организует выполнение указаний руководителей следственно-оперативных групп и старших оперативных начальников сил и средств правоохранительных государственных органов и экстренных служб после их прибытия.