консультация

Признаки высокого риска суицидального поведения

Памятка для родителей

 

  • Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым, родственникам, близким людям, знакомым); сожаления о том, что еще жив.
  • Косвенные „намеки» на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства» (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра» с оружием с имитацией самоубийства).
  •  Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, приобретение оружия и т. д.).
  • Имеющиеся сведения о недавно перенесенном (текущем) кризисе утраты, эмоциональнокогнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты.
  • Фиксация на примерах самоубийства; повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще.
  •  Нарушение межличностных отношений, суженный круг контактов, стремление к уединению, нежелание принимать помощь.
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу…, о госпитализации.
  • Изменившийся стереотип поведения: появившаяся несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности („зловещее спокойствие» и собранность) у подвижных, общительных детей; возбужденное поведение и повышенная активность, общительность — у малоподвижных и молчаливых; утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
  • Внезапное проявление нехарактерных черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, одежды и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
  •   Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, душевная боль)

Размышления на тему самоубийства могут приобретать „художественное» оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков

  •  Обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания.
  •  Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  •  Переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  • Страх позора, насмешек или унижения.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Как общаться с суицидальными подростками

Нельзя сказать, что суициды по определению связаны с расстройствами настроения, хотя они нередко встречаются у депрессивных пациентов. Важно помнить о следующем. Суицид (или его угроза) — это кризис. Следствие — дезадаптация. В другой момент, в другом состоянии, когда подросток более адаптирован, он примет другое решение.быть приятными в обращении, сохранять понимающую и вежливую позицию;

  •  дать необходимые объяснения;
  •  принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид — это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • не впадать в морализаторство;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные).

Защитные факторы

  •  Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи.
  • Большое внимание со стороны родителей в первый год жизни
  •  Хорошо, когда кроме мамы и отца есть другие люди, заботящиеся о ребенке: бабушка, дедушка и т.д.
  •  Некоторый заведенный правильный порядок в доме. Если установленные правила периодически не поддерживаются, могут возникнуть проблемы.
  • Доброжелательность к окружающим. Если дети любящие и доброжелательные, то и их хочется любить.
  •  Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Наличие близких друзей.
  • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения своих целей.
  • Успех в школе, когда ребенок не очень талантливый, а справляется на своем уровне, что-то делает успешно.
  • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе; стремление советоваться со взрослыми при принятии важных решений.
  • Способность контролировать свои импульсы.
  • Интересы и хобби. Участие в общественной жизни (в спортивных соревнованиях, клубах, обществах и т.д.)
  • Желание улучшить себя, открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания, открытость к мнению и опыту других людей

Каким образом следует направлять ребенка к специалисту:

  • Объяснить ребенку причину необходимости консультации у специалиста
  •  Успокоить его относительно возможных социальных последствий консультации или, в случае необходимости, лечения
  •  Пояснить, что помощь психолога или врача-психиатра, психотерапевта являются эффективными, не опасными для здоровья
  • Подчеркнуть, что направление на консультацию не означает, что ребенок тяжело болен, а всего лишь, что нуждается в помощи специалиста данного профиля
  •  Договориться со специалистом о назначении времени консультации
  • Назначить ребенку время встречи после консультации у специалиста, обеспечив сохранение контакта с ребенком.

 

 

Добавить комментарий