Опыт работы по теме:
«Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка через создание ситуаций речевого общения»
учителя немецкого языка высшей категории Варицкой Любови Михайловны
Тема: «Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка через создание ситуаций речевого общения»
Целью данной работы является систематизация эффективных методических приёмов, повышающих качество формирования у учащихся навыков разговорной речи, посредством использования реальных ситуаций общения на уроке иностранного языка.
Задачи опыта:
— изучить научно – теоретическую и методическую литературу по проблеме использования различных приёмов для создания реальных ситуаций общения на уроках иностранного языка;
— описать деятельность учителя, направленную на формирование у учащихся навыков разговорной речи, продемонстрировать эффективные приёмы и формы работы, проанализировать их результативность
Предметом исследования данной работы является эффективность использования ситуаций речевого общения при обучении немецкому языку.
Объект исследования: дидактический процесс на уроке иностранного языка.
Методы исследования: критический анализ специальной литературы, апробация различных методов и приёмов на уроках.
Информация об учителе:
Варицкая Любовь Михайловна – учитель немецкого и английского языка высшей категории, образование высшее МГПИИЯ 1984 №131192, стаж работы – 27 лет, курсы повышения квалификации – 2008 ОИПК. Для Варицкой Любови Михайловны характерна высокая степень готовности вести коммуникативный урок. На уроках практикуются разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная ,преобладает работа в группах, за счёт чего увеличивается время речевой активности каждого ученика. Учитель выступает в роли речевого партнёра, помогая учащимся в говорении. Для более эффективной работы по организации говорения используются опоры. Проводится работа по активизации лексического запаса. Коммуникативные игровые приёмы и ролевые игры активизируют процесс говорения и повышают интерес учащихся к немецкому языку. Смена видов деятельности, гибкая структура урока позволяют учителю реализовывать элементы здоровьсберегающих технологий.
Современная методика обучения иностранным языкам — это наука о том, как, управляя учебным общением, подготовить учащихся к реальному общению с носителями языка.
Одним из существенных недостатков обучения устной речи в настоящее время остается решительное преобладание в опыте учащихся воспроизведение готовых единиц разных уровней, тематическая организация материала.
На уроках иностранного языка формируется гибкость речевых умений и навыков, учителю приходится конструировать модель реального общения. Проникнуть в суть иноязычного общения, управлять им очень трудная задача. В качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Ситуация должна стать единицей организации и основой управления процессом обучения иноязычному общению.
На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации создаются с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений.
Самая высокая степень творчества на уроках Любови Михайловны достигается от учеников в том случае, если им предлагаются обстоятельства близкие к реальной жизни. В этом и состоит суть использования учебно-речевых ситуаций на занятиях иностранного языка. Цель каждого этапа урока направляет действия обоих участников, указывает им на характер их взаимодействия. Для достижения поставленной цели формулировка задания включает коммуникативно-психологическую установку.
Через условно – речевые ситуации определяется совокупность целого ряда условий: мотив, цель, особенности партнера, обстановка речи, вид деятельности, в которую включены участники разговора. Такой способ обучения дает возможность ученикам самостоятельно определять содержание своего высказывания на всех этапах обучения общению.
Варицкая Любовь Михайловна соблюдает алгоритм построения модели ситуаций речевого общения. На перовом этапе Любовь Михайловна обучает учащихся умению успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы). На следующем этапе коммуникативные действия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия,
реплик, дополняющих говорящего ,обобщающих суждений, эмоциональных реакций, реплик, выражающих просьбу, дающих отрицательную оценку и удивления
На младшей ступени обучения учащимся учитель применяет воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Для достижения положительных результатов соблюдаются следующие правила:
— для урока отбираются только простые и понятные для ученика ситуации;
— каждый учащийся принимает непосредственное участие в занятии, чтобы не потерять интерес к нему;
— создаются наиболее благоприятные условия для общения между учащимися
В подростковом возрасте , учитывая советы психологов, Варицкая Любовь Михайловна поддерживает интересные для ребят разговоры – это такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей, а также разговоры об отношениях и поступках. Учитель варьирует ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.
Ситуации речевого общения моделируются различными способами:
— путём ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события и т.д.
— с помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания
— на основе словесного описания (Представьте себе…, О чём вы думает, когда слышите, видите ..)
— с помощью слуховой наглядности в виде звукового фона, какого – либо события (например, скрип колёс или то, что вы слышите в квартире, за окном и т.д.)
— с помощью текста, дающего представление о предмете, инсценировки
Опыт показывает, что начало урока во многом определяет успех всего урока. Речевая зарядка в начале урока преследует две цели: помочь учащимся войти в языковую среду и стимулировать их дальнейшую работу, направленную на решение задач урока. На своих уроках Любовь Михайловна использует различные виды речевой зарядки:
1.Рассказ учителя или просто фразу – стимул.
2. Краткий аудио – текст или анекдот с последующим обсуждением.
3. Информационная минутка (например, рассказать о хобби знаменитых людей, о каких – либо важных политических событиях)
4. Беседа по картинке с неразвёрнутой ситуацией (например, картинка с одиноким заброшенным деревянным сельским домом)
5. Факты из конкретной жизни класса, учеников. (Такие задания вызывают у учащихся особый интерес)
6. Игра «Ручеёк» (Прежде чем «поплыть» учащимся нужно задать друг другу вопрос и ответить на него)
Существуют определённые требования к упражнениям, которыми руководствуется учитель, предлагая ту или иную ситуацию:
1) упражнения должны охватывать только знакомый языковой материал;
2) упражнения должны проводиться не только устно, но и письменно;
3) доступность и посильность заданий;
4) нарастание трудностей и систематичность;
5) разнообразие упражнений, цель и порядок выполнения
Учитель обсуждает темы, с которыми ученики хорошо знакомы. Это даёт возможность сосредоточиться именно на развитии коммуникативных способностей, то есть умения пользоваться языком спонтанно. При этом учитель лишь направляет деятельность учеников.
Нельзя забывать и о том, что включение ученика в иноязычную деятельность общения – не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося. Проявляя активность, ученик формируется как активная личность. Что значит проявлять активность? Это значит не быть равнодушным, простым наблюдателем. Реализация речевой ситуации воспитывает у учащихся внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма и инициативности. Добрые взаимоотношения – единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят добрые чувства.
Таким образом, результативность и эффективность опыта заключается в том, что создание реальных ситуаций общения на уроках иностранного языка способствует повышению качества обучения , уменьшает утомляемость учащихся, создаёт прототип иноязычной среды и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка.