Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Навигация
Беларусь Библиотечная
Яндекс.Метрика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

29.11.2019 на педагогическом совете был обобщён опыт учителя физической культуры Жука Василия Михайловича по теме: «Методика развития скоростно — силовых способностей у школьников, занимающихся футболом»

Цель: формирование физической культуры личности, здорового образа жизни, развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом.

Задачи:

  1. Развитие физических качеств у учащихся, занимающихся в секции футбола.
  2. Воспитание морально-волевых качеств (трудолюбие, честность, смелость, решительность, взаимопомощь) школьников.
  3. Профилактика асоциального поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта.
  4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи, проведение модельных спортивных соревнований.
  5. Формирование умений применять приобретённые навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности.

         Методы спортивной тренировки необходимо выбирать и определять в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной тренировки, состоянием здоровья спортсменов, другими обстоятельствами.

          Методы использования слова и обеспечения наглядности.

Многие из методов слова при работе с занимающимися младшего школьного возраста применяются меньше, чем в работе с подростками старшего возраста. В работе со старшим школьным возрастом методы слова используются больше.

         Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Методы обеспечения наглядности приобретают особое значение при обучении технике движений юных спортсменов младшего возраста.

Методы упражнений

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются условно на две группы:

— методы строго регламентированного упражнения;

— методы относительно регламентированного упражнения.

К первой группе относятся: методы целостного и расчлененного упражнения, переменный, интервальный, повторный, комплексный (повторно-прогрессирующий, стандартно-вариативный, круговой и др.), которые применяются с целью совершенствования двигательных навыков.

Ко второй группе относятся игровой, соревновательный методы.

       Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п.Переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, изменяющихся как по интенсивности, так и по формам движений.

          Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенными интервалами отдыха, в течение которых достаточно полно восстанавливается работоспособность.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха.

         Игровой метод. Его основу составляет игровая двигательная деятельность.

         Метод круговой тренировки.

         В основе этого метода последовательное выполнение специально подобранного комплекса, комбинированных упражнений. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмены, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовывать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки.

Для большей результативности в развитии физических качеств нужен комплексный подход в применении методов.  Упражнения для развития  качеств были включены в:

-уроки (час футбола)

-тренировки

-участие в школьных, районных, областных соревнованиях, проведение матчевых встреч.

Как показывает практика, с 5 по 8 класс самым результативным и наиболее приемлемым методом является игровой или соревновательный. Поэтому при проведении уроков в 5-8 классах для развития физических качества, проводятся учебно-тренировочные занятия, на которых используются эстафеты, игровой и соревновательные методы.

          При проведении уроков и тренировочных занятий в 9-11классах, методы для развития двигательных качеств чередуются в зависимости от психоэмоционального состояния учащихся на данный момент. И для того чтобы убедиться, что методы, которые были предложены учащимся были эффективны для развития того или иного качества, мною было проведено исследование эффективности содержаний занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15-16   на примере круговой тренировки и интервальном методе. На 6-х –7-х занятиях психологическая усталость учащихся достигает своего пика, поэтому использую игровой метод. Упражнения подбираются так, чтобы можно выполнять в домашних условиях при минимуме инвентаря. На тренировках, в зависимости от преследуемой цели, Василий Михайлович уделяет от 20 до 40 минут для развития скоростно-силовых качеств.

Для контроля скоростно-силовых способностей учитель применяет следующие тесты:

-дальность полёта мяча после удара;

-подтягивание на перекладине;

-прыжок в длину с места.

Исследование проходит один раз в год. Результаты исследования учитель анализирует и сравнивает в практической деятельности.

Для исследования были образованы две группы по 10 человек в каждой, в контрольной группе и экспериментальной группе. Занятия с футболистами из контрольной группы проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 60 минут. Заключительная часть – 10 минут.

         Основная часть исследования проводилась с использованием интервального метода. Интервальный метод предусматривал повторную работу в режиме максимальной интенсивности со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха, которые регулируют степень воздействия упражнений на организм футболистов.

Каждое упражнение выполнялось в течение 15с, через 15с отдыха и повторялось не менее 8–12 раз.

Занятия с футболистами из экспериментальной группы проводились 2 раза в неделю с использованием метода круговой тренировки. Продолжительность занятия – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 50 минут. Заключительная часть – 10 минут. В процессе выполнения опытно-экспериментальной работы были определены показатели силовой подготовки у юношей 15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента в контрольной группе и экспериментальной группе.

На начальном этапе эксперимента все показатели тестов ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 15%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 24%; тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 10%.

На начальном этапе эксперимента все показатели тестов ниже нормы в экспериментальной группе – по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 16%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 27% и тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 9%.

На заключительном этапе диагностики были определены показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет в контрольной группе и экспериментальной группе через 3 месяца после начала эксперимента.

 После занятий в течение 3 месяцев, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в контрольной группе по сравнению с исходными данными улучшились на 8%; и составили 93% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 10% и составили 86% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 3% и составили 93% от нормы.

Показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 13%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 99% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 15%, что на 5% выше, чем в контрольной группе и составили 98% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 5%, что на 2% выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от нормы.

         Все показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет на начальном этапе исследования почти одинаковые и ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 – на 15%; тесту 2 – на 24%; тесту 3 – на 10%; в экспериментальной группе – по тесту 1 – на 16%; тесту 2 – на 27% и тесту 3 – на 9%.

По истечении 3 месяцев показатели в обеих группах по сравнению с исходными показателями выросли еще больше. В контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 8%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 10%; тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 3%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на 13%; тесту 2 – на 15%; тесту 3 – на 5%. Таким образом, использование метода круговой тренировки позволяет повысить уровень развития силовой подготовки футболистов 15–16 лет.

Используя разнообразные методы тренировки, средства для развития двигательных качеств, пропаганды здорового образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, приобщение к здоровому образу жизни проведение школьных соревнований, участие в районных, областных спартакиадах и соревнованиях в этом и заключается успех всей педагогической работы, когда твои воспитанники добиваются ярких побед в соревнованиях, конкурсах, спартакиадах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *