Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Навигация
Яндекс.Метрика

консультация

«Сотрудничество учителя – дефектолога и родителей в коррекции речевых нарушений у детей»

 

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Совместная работа учителя-дефектолога с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно при занятиях с учителем-дефектологом, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

 

Основные задачи:

  • Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми.
  • Создавать социально – психологические основы всестороннего целостного развития личности.
  • Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогами.
  1. Развитие ручной умелости у детей

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его со стояния. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

 

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 6-7 лет:

  • рисует карандашами, мелками;
  • собирает постройки из девяти кубиков;
  • складывает бумагу более чем один раз;
  • шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития ручной умелости дети дома должны:

  • разминать пальцами глину, пластилин;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки; выполнять пальчиковые игры и упражнения;
  • рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;
  • вырезать ножницами и составлять из различных вы резанных фигур композиции;
  • вышивать, вязать;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
  • штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

 

  1. Учимся правильно дышать

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию — энергетической основы нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Дыхательные упражнения:

Вдох и выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко». При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» — сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Бабочка на цветке сидела,

Ветер дунул — улетела.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

Упражнение «Лодочки»  — дуть на лодочку из пенопласта.

Упражнение «Футбол»— дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Упражнение «Подводная лодка»— пускать через соломинку воздух в стакане воды. Нужно следить, чтобы вы дох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ват ку с носа.

Упражнение «Забей гол»:

— плавный выдох, губы трубочкой;

— плавный выдох,  губы в улыбке;

— плавный выдох, язык лопаткой;

— язык лопаткой, выдох толчками.

Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами. Вовремя вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Можно предложить более сложное упражнение. Представить, что живот — воздушный шарик, заполнить его воздухом через нос, выпустить воздух медленно и долго через нос, живот втягивать. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются. Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, — самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее. Попробуйте подышать дома с ребенком лежа — для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5—10 мин с перерывами по 1 мин каждый день,  вы заметите,  что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям сна рушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи дол жен пройти хотя бы час. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, что бы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *