Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Навигация
Яндекс.Метрика

консультация

Коррекционная деятельность по устранению нарушений

звукопроизношения у учащихся

 

Дислалия – это нарушение звукопроизношения.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую.

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.

 При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Длительный путь овладения учащимся произносительной системой обусловлен сложностью звуков речи, которые ребёнок должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребёнок сталкивается с многообразием звучаний: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги. Ему нужно извлечь из них фонему и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Развивается и фонетический слух, который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные движения, т. е комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых вырабатывается определённый звук.

Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения направлена на формирование восприятия звуков речи: фонематического восприятия, развитие слухового контроля; операций звукового анализа слов.

Также необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение.

Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ученик должен научиться прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Поэтому необходимо оберегать слух обучающегося от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость радио, телевизора.).

Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребёнка (и, прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом.

В оформлении звучащей речи принимают участие голосовой аппарат и органы дыхания. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков.

Развитие голосового аппарата осуществляется в процессе игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку, стихотворение, потешку с различной громкостью.

Для выработки нужного темпа речи можно предложить учащемуся произносить строчки скороговорки с различной скоростью.

Выработка продолжительного плавного выдоха через рот, т. е. подготовительные упражнения для развития речевого дыхания, осуществляются при помощи таких игр, как «Снежинка», «Ветерок», «Бегущий лыжник», «Загнать мяч в ворота».

Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ученику отчётливо называть слова, игрушки, животных, предметы, изображённые на рисунках в книге, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, считалок, стихотворений, насыщенных определёнными звуками.

Для закрепления звуков во фразовой речи, например, после рассматривания картины, взрослый предлагает обучающемуся ответить на вопросы по её содержанию, а затем с небольшой помощью или самостоятельно рассказать, что на ней нарисовано.

Предлагаемые для заучивания стихотворения следует использовать не только для обучения ученика чёткому произношению звуков в словах и фразах, но и для выработки интонационной выразительности речи. В процессе разучивания с ребёнком стихотворения взрослый даёт образец выразительного чтения и просит воспроизвести его. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, учащийся будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух.

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому необходимо проводить тренировку пальцев рук. Сюда входит массаж кисти рук, каждого пальчика, его фаланги. Рекомендуется проводить разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 мин., используются и активные упражнения, движение пальцев с хорошей амплитудой.

 

Учитель – дефектолог                       Поликарпова Зоя Васильевна

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *