Психологическая поддержка ребенка в период адаптации к школьному обучению

Психологическая поддержка ребенка в период адаптации      к школьному обучению

Адаптация ребенка к школе — процесс длительный и сложный. Это определенная ситуация, к которой ребенок должен, попросту говоря, привыкнуть, чтобы жизненная ситуация стала привычной, обыденной. Это период ребенок должен прожить. Как ребенку можно помочь это сделать? Нужно правильно подобрать слова. Это наиболее доступный из всех изощренных психотерапевтических приемов. Давайте задумаемся, какие вопросы о школе мы задаем нашим детям?

  • Что ты сегодня узнал нового?
  • С кем ты сегодня подружился, играл?
  • Что ты сегодня делал нового, чего раньше не делал?
  • Что было самого интересного?

Такие формулировки ориентируют ребенка на  учение и общение.

Потребность, на основе который формируется мотивация учебной деятельности — познавательная, т.е. потребность узнавать что-то новое. Если ребенку нравится узнавать новое — потребность поддерживает сама себя, ему хочется учиться. Поэтому подобными вопросами вы ориентируете ребенка на учебную деятельность и развиваете познавательную потребность. Поддерживать желание ходить в школу помогает ваш искренний интерес к его школьным делам. Расскажите ребенку о своем школьном опыте, это несомненно укрепит учебную мотивацию ребенка.

Основой успешной адаптации в школе является понимание ребенком свое самоценности. Хорошо, когда у ребенка есть ощущение, что учиться ему по силам, что он может справляться с учебными заданиями. Такое понимание является ничем иным как отражением уверенности родителей в нем. Вот почему в первое время особенно важно словесное и невербальное поощрение. В раннем возрасте залогом благополучия ребенка является безусловное принятие его родителями и условное наказание. Тот же принцип сохраняется и в младшем школьном возрасте.

Нужно помнить, что школьная жизнь для ребенка в новинку. Представители педагогики сотрудничества утверждают, что ребенок- первоклассник и так понимает, что его «закорючки» не похожи на идеальные буквы учителя, написанные каллиграфическим почерком. Зачастую это единственное, что он может увидеть в своей работе. Задача взрослых показать ребенку, что у него выполнено хорошо, обратив внимание ребенка на его достижения, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы. В любом случае можно найти что-то, что у него получилось. Хоть один крючочек, одна буковка.  Болезненное переживание неудачи можно смягчить, используя «волшебное» слово «зато». «Зато ты уже умеешь…» Вселяет уверенность в свои силы не утешение, а совместное со взрослым обсуждение задания.

Для того, чтобы сформировалось положительное отношение к школе поощрение должно быть конкретным: мы хвалим результат его деятельности при безусловном принятии личности ребенка.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка и слова, которые разрушают его самооценку.

Например, слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Слова разочарования:

  • Я думаю, что ты мог бы сделать это и получше.
  • то для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Главное точно понимать разницу между поддержкой и похвалой. Похвала может не оказать поддержку. Например, если похвала неискренняя. Психологическая поддержка помогает ребенку почувствовать свою самоценность. Если награда выдается за то, что ребенок сделал что-то очень хорошо, то поддержка оказывается при любом раскладе дел, при любой попытке или небольшом прогрессе.

Поддерживаем мы:

1) говоря:

  • красиво, прекрасно, аккуратно, здорово, вперед, продолжай;
  • «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»;

2) действуя (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять);

3) действуя вместе с ребенком (сидеть, стоять рядом, мягко вести его, слушать его);

4) выражая чувства (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Успех – это субъективное переживание человеком своих личностных достижений в контексте жизни и индивидуального развития. Переживание ребенком своей успешности создается следующими шагами:

  1. Снятие страха («Ничего страшного, если не получится, мы…»)
  2. Авансирование («У тебя, конечно, получится, ведь ты…»)
  3. Скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…» «Тут главное, чтобы…»)
  4. Персональная исключительность («Именно у тебя должно получиться, так как…»)
  5. Высокая мотивация («Нам это так нужно…» «Для тебя это так важно…»)

Отношение ребенка к школе формируется посредством отношения к ней родителей. Что мы говорим о школе, о чем прежде всего расспрашиваем, на что бурно реагируем, то и станет для ребенка основным в школе.

 

 

Добавить комментарий