Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Яндекс.Метрика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Общие положения

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция).

 

 

Целью проведения квалификационного экзамена  является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

Основными задачами квалификационного экзамена являются:

— определение уровня профессионального мастерства педагогического

работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории;

— определение соответствия научно-теоретической и методической

подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к

специалистам высшей категории, категории «учитель-методист»;

— стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;

— овладение передовым педагогическим опытом;

— включение  педагогических работников  в исследовательскую деятельность.

Обязательными условиями  допуска педагогических работников к аттестации на  присвоение  высшей  квалификационной  категории, квалификационной категории «учитель-методист» являются:

— соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

— наличие стажа работы 3 года в первой (высшей категории);

— освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в государственном учреждении образования

«Академия последипломного образования», учреждении образования

«Республиканский институт профессионального образования», государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы».

В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее  –  академия) сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории педагогические работники, реализующие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, методисты институтов развития образования, Р(Г)УМК, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», НМУ «Национальный институт образования», учреждений дополнительного образования детей и молодежи.  В академии сдают квалификационный экзамен  при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист»  учителя, которые реализуют содержание образовательных программ общего среднего образования, а также образовательную программу

специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне  общего

среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

В учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее –  РИПО) сдают квалификационный экзамен

при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей

квалификационной категории:

преподаватели учебных предметов (дисциплин) общеобразовательного компонента учреждений профессионально-технического и среднего

специального образования, специальных профессионально-технических

училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищ закрытого типа;

преподаватели учебных предметов (дисциплин) профессионального

компонента учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, специальных профессионально-технических училищ

закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищ закрытого типа, центров подготовки, повышения

квалификации и переподготовки рабочих, учителя, реализующие  образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), учреждения образования «Межшкольный учебно-производственный

комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»;

учителя трудового обучения, черчения учреждений общего среднего

образования;

мастера производственного обучения учреждений образования;

педагоги социальные, педагоги-психологи учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, специальных

профессионально-технических училищ закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищ закрытого

типа;

методисты учреждений профессионально-технического и среднего

специального образования,    учреждений образования «Областной (Мин-ский городской) учебно-методический центр профессионального образо-вания», «Минский государственный областной учебно-методический ка-бинет», учреждений дополнительного образования взрослых (кроме ака-демий и институтов), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», учреждения  «Республиканский дом

учащихся  и работников учреждений профессионального образования»,

учреждений «Областной дом учащихся  и работников учреждений профессионального образования»;

педагоги дополнительного образования, которые реализуют содержание образовательной программы дополнительного образования детей и

молодежи по техническому, художественному, социально-педагогическому, социально-экономическому, культурно-досуговому, военно-патриотическому профилям и по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, учреждений образования, воспитатели учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, культорганизаторы учреждений среднего специального образования и педагоги-организаторы учреждений профессионально-технического образования.

В учреждении образования «Республиканский институт высшей

школы» (далее  –  РИВШ) сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории педагогические работники:

обеспечивающие деятельность социально-педагогической и психологической службы;

педагогические работники, реализующие программы воспитания в

учреждениях высшего образования;

методисты учреждений высшего образования;

методисты учреждений дополнительного образования взрослых

(кроме методистов институтов развития образования, Р(Г)УМК, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», НМУ «Национальный институт образования», учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»).

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в академии,

РИПО, РИВШ, в областных (Минском городском) институтах развития

образования (далее – институты).

Методическое  обеспечение, формы экзамена определяют  академия,

РИПО,  учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Состав квалификационных комиссий

Состав квалификационных комиссий для проведения квалификационных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» утверждается сроком на один год приказом Министра образо-вания Республики Беларусь.

Состав квалификационных комиссий для проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей

квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» утверждается ежегодно решением  руководителя учреждения в

установленные законодательством сроки.

 

Порядок представления документов на квалификационный экзамен

К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, которые

имеют направление на сдачу квалификационного экзамена организаций

системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту прохождения аттестации

(Приложение 1).

Организации системы образования, отделы (управления) образования местных  исполнительных  и распорядительных  органов  до 25 октября

текущего года высылают в академию, РИПО,  РИВШ  направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории

«учитель-методист», подтверждение  высшей квалификационной категории,  квалификационной категории «учитель-методист»  (по направлениям

педагогической деятельности).

Направления на сдачу квалификационного экзамена  при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей

квалификационной категории, квалификационной  категории «учитель-методист, датированные более поздними сроками, высылаются по мере их

выдачи.

До 31 октября текущего года готовится  график проведения квалификационных экзаменов, на основании поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных  исполнительных и распорядительных  органов  направлений на сдачу квалификационного экзамена (Приложение 1). График проведения квалификационных экзаменов утверждается приказом ректора академии, РИПО, РИВШ  и доводится до сведения заинтересованных.

Дополнения в график проведения квалификационных экзаменов могут вноситься до 10 апреля текущего года.

Организации системы образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября

текущего года высылают в институты направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории.

До 31 октября текущего года институты готовят графики проведения

квалификационных экзаменов на основании поступивших от организаций

системы образования, отделов (управлений) образования местного исполнительного и распорядительного органа направлений на сдачу квалификационного  экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории. График проведения квалификационных экзаменов утверждается приказом ректора института и доводится до сведения заинтересованных.

Направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории,

датированные более поздними сроками, высылаются  в институты  по мере

их выдачи.

Дополнения в график проведения квалификационных экзаменов могут вноситься до 10 апреля текущего года.

Порядок проведения квалификационного экзамена

Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменующихся

формируются группы наполняемостью 10-12 человек. Возможно объединение в группы экзаменуемых по двум смежным образовательным областям (направлениям деятельности) при проведении экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории.

Приказом руководителя учреждения образования за 2 недели до

проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на

подтверждение высшей квалификационной категории, категории «учитель-методист» утверждается количественный и персональный состав

квалификационных комиссий.  Данным приказом определяется секретарь

квалификационной комиссии (Приложение 2).

На квалификационном экзамене педагогическому работнику выдаются экзаменационные листы со штампом учреждения образования, в которых сдающие квалификационный экзамен делают записи. Экзаменационные листы после проверки подписываются всеми членами  квалификационной комиссии.

Перед началом квалификационного экзамена председателю квалификационной комиссии выдается экзаменационная ведомость. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)». Экзаменационная ведомость подписывается председателем квалификационной комиссии и всеми членами квалификационной комиссии (Приложение 3).

Во время проведения квалификационного экзамена ведется протокол

заседания квалификационной комиссии по утвержденной форме (Приложение 4).

В случае успешной сдачи квалификационного экзамена экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии соответствующего образца (Приложение 5) за подписью руководителя учреждения образования.  Выдача  педагогическому работнику  выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена фиксируется в ведомости (Приложение 6).

Пакет документов квалификационного экзамена (копия приказа о

проведении квалификационного экзамена, направления на сдачу квалификационного экзамена, протокол заседания квалификационный комиссии,

ведомость на получение выписки из  протокола заседания квалификационной комиссии, экзаменационная ведомость,  оценочные листы,  проверенные письменные работы), представляется в соответствующее структурное

подразделение  учреждения образования  (определяется решением руководителя учреждения образования)  в течение двух дней после окончания квалификационного экзамена. Срок хранения экзаменационных материалов 5 лет.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение

2 (двух) дней,  на  присвоение  квалификационной категории «учитель-методист», на подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» –  в течение одного дня.

Процедура и содержание квалификационного экзамена

при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории состоит из двух частей:

письменной (2 задания) и прием квалификационного экзамена.

1. Письменная часть

Первое задание письменной части квалификационного  экзамена

направлено на  оценку  уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам

высшей категории.

Программа первого задания  письменной части квалификационного

экзамена включает следующие разделы:

нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую

деятельность, организацию образовательного процесса по реализации

конкретных образовательных программ;

современная теория и методика обучения и воспитания;

теория  и содержание преподаваемого предмета или реализуемого

направления педагогической деятельности;

современные технологии, методы,  приемы, средства  обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционной работы.

Программа первого задания письменной части квалификационного

экзамена,  список рекомендуемой литературы разрабатываются сотрудниками структурных подразделений академии, РИПО, РИВШ  и размещаются на сайте данных учреждений образования для общего доступа.

Билеты  для первого задания письменной части квалификационного

экзамена готовятся в структурных подразделениях академии, РИПО,

РИВШ  и являются закрытыми для общего доступа.  Они  могут  содержать

задачи, тесты, вопросы.

На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два)

академических часа.

Оценка письменной части осуществляется в процентах правильно

решенных задач, выполненных тестов, раскрытых вопросов  от общего количества заданий и вносится в экзаменационную ведомость.

Второе задание письменной части квалификационного экзамена

направлено на  оценку  уровня профессиональной деятельности педагогического работника.  Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия.  На выполнение второго задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

2. Прием квалификационного экзамена

Во время приема квалификационного экзамена  претендент на высшую квалификационную категорию  устно  защищает опыт собственной

педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

При  оценке представленного опыта педагогической деятельности

каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым.  В экзаменационную ведомость вносится результат второй части квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.

Для успешной сдачи  всего  квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории экзаменуемому необходимо набрать не менее 75%  соответствующего выполнения  (расчет осуществляется по формуле: процент правильно выполненных заданий первой части + процент от общего количества баллов второй части деленное на два).

Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной  категории направлен на  оценку

уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории. Он состоит из  письменной части и приема квалификационного

экзамена.

Во время письменной части экзаменуемый проектирует фрагмент

педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной

педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает

квалификационная комиссия. На выполнение письменной части отводится

2 (два) академических часа.

Во время приема квалификационного экзамена претендент на подтверждение высшей квалификационной категории устно защищает опыт

собственной педагогической деятельности на основе разработанного во

время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

При оценке представленного опыта педагогической деятельности

каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.

Для успешного прохождения квалификационного экзамена экзаменуемый должен набрать не менее 75% от  максимально  возможного количества баллов.

Процедура и содержание

квалификационного экзамена при прохождении аттестации

на присвоение или подтверждение квалификационной

категории «учитель-методист»

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение  квалификационной категории «учитель-методист» направлен на  оценку  уровня профессиональной деятельности

педагогического работника в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Квалификационный экзамен состоит из  письменной части и приема

квалификационного экзамена. На письменной части экзаменуемый готовит тезисы представления авторской методики или опыта педагогической

деятельности. На выполнение письменной части отводится 2 (два)  академических часа.

Во время квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист»  педагогический

работник  устно  защищает авторскую методику или опыт собственной педагогической деятельности.

Описание авторской методики или опыта педагогической деятельности представляется в соответствии с требованиями (Приложение 7). Оценка опыта педагогической деятельности осуществляется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).

При оценке представленного опыта педагогической деятельности

каждый член квалификационной комиссии выставляет оценки в индивидуальный оценочный лист, который подписывается и сдается секретарю квалификационной комиссии (Приложение 9). Секретарь квалификационной комиссии определяет средний балл набранный экзаменуемым. В экзаменационную ведомость вносится результат квалификационного экзамена в процентах от максимально возможного балла.

Для успешного прохождения квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможного

количества баллов.

Требования к профессиональной деятельности претендента на высшую  квалификационную  категорию. 

В своей профессиональной деятельности педагогический работник,  претендующий на  высшую квалификационную  категорию,  реализует следующие  

требования:

— имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который

предполагает широкий кругозор  в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и

воспитания, эффективного педагогического опыта;

— владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования,  использует современные подходы в практике обучения и воспитания;

— владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;

— создает  методический  продукт  собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические  модели, методики, инструкции и др.);

— владеет современными педагогическими технологиями;

— проектирует фрагменты педагогической деятельности  на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;

— создает программы развития способностей обучающихся и условия

для их личностного роста;

— использует новейшие средства и эффективные формы организации

образовательного процесса.

Претендента на квалификационную категорию  «учитель-методист. 

К претенденту  на присвоение квалификационной категории

«учитель-методист», кроме перечисленных выше, предъявляются дополнительные требования:

— наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо

личного опыта, который обобщен  (от уровня  района  до уровня республики)  и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;

— публикации в научно-методических и других изданиях об опыте

применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и

средств обучения;

— опыт руководства методическим формированием, сопровождения

профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по

актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Решение о допуске к аттестации на получение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная

комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и

распорядительного органа.

Требования к представлению и защите педагогического опыта во

время квалификационного экзамена

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на  присвоение  (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности – модель урока, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует

разработанными во время экзамена материалами, ссылается  на письменно

представленное описание опыта и приложения к нему.

При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

обоснование  актуальности  проблемы собственной педагогической

практики;

конкретность, диагностичность поставленной цели;

направленность задач на реализацию цели;

отражение степени достижения поставленной цели.

Сущность опыта:

степень обобщения и систематизации представленных материалов;

конкретизация опыта разработанными автором материалами;

описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

Результативность, эффективность опыта:

выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;

доказательность результатов;

определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Методический уровень описания опыта:

ценность опыта для других педагогических работников (доступность

и логичность описания опыта);

подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели

(фрагмента) образовательной деятельности (занятия):

эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия);

проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте)

педагогической деятельности (занятия).

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной

деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия,  затруднения,  проблемы,  встречающиеся в массовой

образовательной практике.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств,  формирование  знаний, умений,

навыков обучающихся  определенными педагогическими средствами в

конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1.  Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта  –  что защищается и как применяется.  Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и

приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2.  К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной

деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения,

воспитания,  развития,  поиск средств обучения,  воспитания,  развития,  коррекционной работы и др.).

2.2.3.  Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4.  Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия  педагогического

работника.

2.2.5.  Конкретизация материала через примеры каждого компонента

системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6.  Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1.  Определение критериев для диагностирования успешности

данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2.  Доказательность результативности посредством конкретных

примеров со ссылкой на материалы приложения. 

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на

эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2  Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и

своей профессиональной практики.

3.3  Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой

практике.

3.4  Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение  1.  Технологические карты, планы-конспекты, занятий,

мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение  3. Примеры дидактических материалов, анкет, вопросников и т.д.

Список литературы

1.  Проблемы профессиональной компетентности  кадров образо-вания: содержание и технологии аттестации:  Учеб.-метод. пособие  :  Экс-перим.  вариант  /  М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повыше-ния квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов

образования  /Авт.-сост.:А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк;  Под ред.

А.И.Жука.-Мн.: ИПКиПРРиСО, 1996.-241с.:схем.,табл.

2.  Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения професси-онального мастерства педагогов : метод. рекомендации / И. В. Богачева,

И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования».  –  Минск : АПО,

2012. – 98 с.

3.  Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогиче-ской деятельности : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Су-рикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования».  –  Минск : АПО, 2012. –

92 с.

4.  Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с

позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика.  –

2005. – №5.

5.  Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских

дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский.  –  Минск,

2008. – 336 с.  – (Мастерская учителя).

6.  Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и  обобще-ния передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист.  –

2002. – № 5.

16

7.  Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструиро-вания собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес.  –  М. : Изд-во

Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. –

320 с.

8.  Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и

распространения педагогического опыта в работе учреждений методической

службы / Е. М. Пахомова // Методист. –  2005. – № 2.

9.  Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации : технологии обоб-щения и описания педагогического опыта : практ. пособие /

Г. З. Праздникова. – М. : АРКТИ, 2007.

10.  Пуйман, С. А. Педагогический опыт : преемственность традиций

и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.

11.  Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт : теория

распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения /

Ф. Ш. Терегулов. – М., 1991.

12.  Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта

/ Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко.  –  М. : Интеллект-Центр, 2003. – 112 с. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *