Практические рекомендации по формированию у детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодежи семейно-брачных ценностей
Одним из основных направлений воспитательной работы с обучающимися в учреждении образования является семейное воспитание, направленное на формирование у подрастающего поколения семейных ценностей, готовности к семейной жизни, ответственного отношения к браку, семье, материнству и отцовству, воспитанию детей.
Ведущая роль в формировании у учащихся семейно-брачных ценностей, воспитании будущего семьянина принадлежит педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя, при активном взаимодействии с педагогом-психологом и педагогом социальным учреждения образования.
При организации в учреждении образования воспитательных мероприятий по семейной проблематике следует учитывать возрастные особенности обучающихся.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств, положительных черт личности, семейных ценностей и установок. Учащимся I ступени общего среднего образования необходимо рассказывать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях в семье. У детей младшего школьного возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, поэтому рекомендуется проводить выставки детских рисунков («Мама, папа, я – дружная семья», «Веселая семейка», «Дом, в котором хочется жить», «Традиции моей семьи»), утренники, праздники («О любимой семье моей», «Родники семейных традиций», «Её величество – Семья»), конкурсы стихов, литературные композиции («Как появилась семья», «Моя мама – лучшая на свете», «Дом, в котором я живу»), заочные путешествия («Семейная летопись», «Семейная кругосветка», «Семейная регата») и др.
Учащихся II ступени общего среднего образования целесообразно знакомить с основами генеалогии, рассказывать о семейных обязанностях, осуществлять проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн). С целью формирования семейно-брачных ценностей у подростков рекомендуется проводить: классные часы («История моей семьи», «Семейные легенды», «Сила рода»), фотовыставки («Загляните в семейный альбом», «История нашей семьи», «Родительская слава», «Семейное ремесло», «Семейные реликвии»), семейные гостиные («Под крышей дома моего», «Хвала семье», «Семья – это значит мы вместе»), конкурсы творческих работ («Мастерим всей семьей», «Открытка своими руками», «Подарок для мамы»), конкурсы рисунков, стенгазет и плакатов («Дружная семейка», «Традиции моей семьи», «Дети и взрослые», «Семейный коллаж», «Семейные праздники»), творческие занятия («Герб моей семьи», «Родословное древо моей семьи», «Календарь памятных семейных событий», «Конверт добрых слов»), фотовыставки, музыкальные конкурсы, фестивали («Моя семья», «Семейные радости», «Музыкальная семья», «Семья года», «Самая читающая семья», «Семья – счастливая планета», «Моя родословная»), праздничные концерты («Счастья вашему дому!», «От всей души!», «Тебе, любимая мама!»), тематические беседы («Тепло семейного очага», «Добрые традиции современной семьи», «Семья – это бесценный дар», «Наша пристань – родительский дом») и др.
При организации воспитательной работы с учащимися III ступени общего среднего образования рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями в семье, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Рекомендуется использовать следующие формы работы со старшеклассниками: конкурсы сочинений, эссе, инсценировок («Я и моя семья – вместе в будущее», «Такими семьями гордится Беларусь», «История моей фамилии», «Я – будущий семьянин»), круглые столы, конференции («В семейном кругу мы вместе живем», «Укрепление семейных традиций», «Крепка семья – крепка держава», «Семейные ценности»), фотовыставки, интерактивные выставки творческих работ, конкурс мультимедийных презентаций («Семь Я», «Искусство быть семьей», «В кругу семьи», «Мы счастливы, потому что мы вместе», «Моя семья – моя гордость», «История моей семьи», «Все начинается с матери», «Моя будущая семья»), уроки нравственности («Дом моей мечты», «Семья – главная ценность в жизни», «Жизнь начинается с Матери», «Роль семьи в жизни человека», «Секреты счастливой семьи»), защита творческих проектов («Моя семья», «Летопись моей семьи», «История моей семьи в истории моей страны», «Древо жизни»), посадка аллеи («Семейное древо»), флэш-мобы («Не забудь поздравить маму», «Открытка для мамы» (раздача цветов, поздравительных открыток), встречи с многодетными матерями и отцами и др.
С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи для учащихся IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, разработана учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» (утверждена Постановлением Министерства образования от 02.11.2018 № 112) (https://adu.by/images/2023/vosp/fz-Osnovi-semeinoi-jizni.pdf).
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
– познакомить учащихся с основными функциями и закономерностями развития современной семьи;
– способствовать формированию у учащихся позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству;
– развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
– расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности, содействовать осознанию важности ответственного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей;
– способствовать развитию качеств личности, умений и навыков, необходимых для семейной жизни, с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа.
Программа факультативных занятий состоит из трех разделов: «Подготовка к браку и семейной жизни», «Семья как социальный институт», «Семья и дети».
В помощь педагогическим работникам учреждений общего среднего образования, осуществляющим проведение факультативных занятий, изданы пособия, размещенные на национальном образовательном портале (https://adu.by):
– Основы семейной жизни: 9 класс. Подготовка к браку и семейной жизни : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 с. (https://adu.by/images/2023/vosp/Martynova-osn-semejn-zhizni-9kl.pdf);
– Основы семейной жизни: 10 класс. Семья как социальный институт : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – 264 с. (https://adu.by/images/2023/vosp/Martynova-osn-semejn-zhizni-10kl.pdf);
– Основы семейной жизни: 11 класс. Семья и дети : пособие для пед. работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.К. Погодина, В.В. Мартынова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2023. – 184 с.
Процесс формирования семейных ценностей подрастающего поколения во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, психолого-педагогической компетентности отца и матери, их взаимоотношений. С целью оказания профессиональной помощи родителям в воспитании детей в учреждениях образования реализуется республиканский проект «Родительский университет» (https://adu.by/images/2021/12/primernaja-programma-roditelskogo-universiteta.pdf), цель которого – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье, педагогического сопровождения процесса формирования семейных ценностей учащихся.
Основными направлениями деятельности проекта «Родительский университет» являются:
– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания;
– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
– трансляция продуктивного опыта по воспитанию личности ребенка, формированию семейных ценностей и др.
Информационные и методические материалы для реализации проекта размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by) и сайте Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (онлайн-платформа «Родительский университет» https://roduniversitet.bspu.by/).
В разделе национального образовательного портала https://vospitanie.adu.by создана вкладка «Родительский университет» (https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet.html), которая включает следующие разделы: примерная программа проекта «Родительский университет»; информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями; рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»; каталог материалов для проведения занятий с родителями (на сайте https://roduniversitet.bspu.by).
Для использования в рамках проекта «Родительский университет» изданы пособия:
– Семейное воспитание: ребенок – младший школьник : пособие для педагогических работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2023. – 176 с. – (Родительский университет) (https://vospitanie.adu.by/images/1-semejnojevospitanie.pdf);
– Семейное воспитание: ребенок – подросток : пособие для педагогических работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2024. – (Родительский университет).
Планируется к изданию в декабре 2024 г.:
– Семейное воспитание: ребенок – старшеклассник : пособие для педагогических работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2024. – (Родительский университет).