Виртуальный музей по энергосбережению

Обучение экономному и бережному отношению к использованию энергоресурсов в ГУО «СШ №5 г. Пружаны»

Идеальная  для  человека  среда  –  это  естественное  состояние природы.  Но  человечество  давно  изменило  окружающий  мир, создавая  все  новые  и  новые  блага  цивилизации.  В  настоящее  время  это приобрело  настолько  глобальные  масштабы,  что  стало  реальной  угрозой существование человека разумного как биологического вида на Земле. Что же делать? Дать  знания.  Только  знающий  человек  может  по достоинству оценить красоту природы! Учить  добру  и  состраданию.  Только  знания  сделают его бережливым и внимательным к окружающему миру!

Достучаться  до  разума  каждого  человека,  помочь понять,  что  все  мы,  земляне,  находимся  в  одном  доме,  из которого  запасного  выхода  в  другой  мир  нет.  Содержать  в порядке  свой  дом  –  обязанность  каждого  здравомыслящего человека.

Сегодняшний день показал, что социально-экономические,  политические,  демографические  и  иные аспекты  жизни  человека  должны  соотноситься  с  возможностями  природы, законы которой должны уважаться и выполняться всеми. Как  показывает  мировой  опыт,  добиться  принципиального  решения проблемы  в  той  или  иной  сфере  возможно  только  тогда,  когда  в соответствующих  проектах  этой  деятельности  в  опережающем  порядке предусматривается подготовка  людей, способных выполнить поставленные  задачи.  Поэтому необходимо  формировать  у   обучающихся   экологическое мировоззрение и приобщать их к новому образу жизни, основанному  на  приоритете  общечеловеческих  ценностей и  сохранении окружающей среды.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года предопределяет пути трансформации белорусского общества, которые должны быть детализированы в плановых и прогнозных документах  республики,  действующих  в  более  узких  временных промежутках  или  имеющих  отраслевой  характер.  Такие  планы утверждаются Президентом или Советом Министров Республики Беларусь. Среди   них  –  «Комплексный  прогноз  научно-технического  прогресса  на 2001-2020  годы»,  «Концепция  национальной  безопасности  Республики Беларусь» и другие целевые и отраслевые программы.

Общеизвестно, что во  всех  развитых  странах  мира  рациональное  использование энергии  является,  как  правило,  приоритетным  направлением государственной политики. В нашей стране острота проблемы обусловлена высокой  энергоемкостью  валового  внутреннего  продукта  и  дефицитом собственных  энергоресурсов.  Эти  обстоятельства  требуют  решать проблемы  энергосбережения  не  только  во  всех  отраслях  хозяйственной деятельности,  но  и  на  всех  этапах  получения  и  использования  энергии (Директива  Президента  Республики  Беларусь  №  3  «Экономия  и бережливость  –  главные  факторы  экономической  безопасности государства»).

Создание   виртуального  музея   в нашей школе по  энергосбережению обусловлено  необходимостью  иметь    информационный  центр  по  пропаганде,  обучению  и  воспитанию подрастающего поколения и социума в сфере энергосбережения.

Энергосбережение –  это образ жизни современного общества. Каким будет  будущее  нашей  страны,  во  многом  зависит  от  ценностных  основ поведения,  которые  закладываются  в  сознании  каждого  человека  еще  на ранних  стадиях  развития  и  формирования   личности,  и  ведущая  роль  в этом процессе принадлежит системе образования.

Перед  современным  учреждением  образования  стоит  задача воспитания  у  подрастающего  поколения  гражданской  позиции  и формирования  навыков  рационального  и  экономного  использования топливно-энергетических  ресурсов  как  неотъемлемой  части энергосберегающей политики нашего государства.

Виртуальный музей  ГУО «Средняя школа №5 г. Пружаны» создавался с октября 2014 года с целью формирования активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережного  отношению к окружающей среде, повышения культуры обращения с энергоресурсами,  выявления и распространения эффективного опыта педагогов школы по организации энергосбережения, а так же  внедрения идей и методов энергосбережения в работу учреждения образования.         

Достижение поставленных целей осуществляется через решение следующих задач:

  • пропаганда методов экономии энергоресурсов;
  • активизация исследовательской деятельности обучающихся и педагогических работников в области энергосбережения;
  • стимулирование творческой деятельности учреждений образования, в том числе педагогических работников, по  энергосбережению;
  • развитие методов образования по теме энергосбережения, энерго-эффективности и изменения климата;
  • разработка практических мер по экономии энергоресурсов;
  • повышение эффективности использования энергоресурсов в школьных зданиях и в быту;     
  • привлечение внимания общественности к вопросам энергосбережения, энергоэффективности и изменения климата.

 Мы считаем, что виртуальный музей  как одна из  форм  воспитательной  работы  обладает   большими возможностями, и использование  такой  формы  работы  позволяет широко пропагандировать  идеи  энерго-  и  ресурсосбережения, потому что большего успеха в обучении экономному и бережному отношению к использованию  производственных  и  природных  ресурсов   можно  достичь, применяя в своей работе информационно-коммуникационные технологии.

За  реализацию  в  образовательном  процессе  формирования эко-культуры  и  идей  ресурсосбережения  отвечают и классные руководители, и учителя-предметники, и сами обучающиеся. Учителя  и  ученики  школы вовлечены в одно общее дело — учатся экономить сами и учат этому других.

       Работа ГУО «Средняя школа №5 г. Пружаны» по энергосбережению основывается на следующих принципах:

•        принцип наглядности. Все теоретические разработки должны быть донесены до учащихся зримо и ярко, построены на убедительных и понятных детям примерах.

•        принцип добровольности и активности. Каждый участник образовательного процесса, будь то ученик или учитель, имеет право принимать участие в акциях, привлекать к работе своих родных и близких.

•        принцип гласности. Каждый участник образовательного процесса имеет право получать информацию о месте и роли своих действий в общем деле.

•        принцип прочности усвоения знаний. Знания, приобретаемые учащимися в ходе воспитательных мероприятий, учебных занятий, должны способствовать формированию принципиально нового мировоззрения.

•   принцип связи теории с практикой. Работа энергосберегающей направленности не противоречит учебному процессу, а обогащает его, делает знания школьников более прочными, практико-ориентированными.

•          принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Работа с разными категориями учащихся строится на знаниях их возрастных особенностей в разные периоды становления личности: каждый ребёнок может выбрать ту форму участия в общем деле, которая приемлема для него.

При организации работы с учащимися используются различные виды деятельности, которые дополняют друг друга:

  • Учебная  деятельность,  направленная  на  получение экологических знаний о взаимодействии общества и природы;
  • Исследовательская  деятельность,  направленная  на  развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • Игровая  деятельность,   развивающая  нравственно-эстетическое отношение к природе;
  • Общественная деятельность, дающая возможность школьникам пропагандировать  экономические  и  экологические  идеи среди сверстников.

Хочется отметить, что в школе учителями разработано большое количество внеклассных мероприятий по данной проблеме: тематические информационные часы, развивающие и деловые игры, КТД, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» («Советы  по  экономии  электроэнергии», «Топливно-энергетические  ресурсы  Республики  Беларусь», «Ресурсосбережение  в  быту»,  «Техногенные  катастрофы  XX  столетия», «Пожиратели энергии в вашем доме», «Много света за небольшие деньги», «Экологические проблемы Республики Беларусь»,  «Хочешь жить богато – сократи затраты», «Рациональное использование природных ресурсов», «Энергетический марафон», «Как помочь Электронику», «Беречь природы первозданность», «Вода в жизни человека», «Энергобезопасность и энергосбережения», «В гостях у гнома Эконома», «Ресурсы нашей страны», «Энергосбережение в быту» (Приложение 1, 2, 3) и мн. др.). Фонд нашего виртуального музея  пополняется   видеофильмами, мультфильмами по данной проблеме, а так же презентациями, листовками, плакатами, буклетами, которые составляются во время совместной деятельности учителей и обучающихся школы. Работа школьного телевидения даёт возможность самостоятельно снимать ролики по энерго- и ресурсосбережению, выступления агитбригад школы по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов. Активное участие   ученики принимают в редакционно-издательской деятельности центра по энергосбережению.  Совет музея постоянно работает над пополнением базы данных.

  На данный момент в школе учащиеся 9-х классов  работают над проектом «История энергосбережения», в ходе которого смогут проследить эволюцию энергосбережения с  первобытных  времен  до  современности,  познакомиться  с инновационными разработками XXI  века. При этом основной акцент будет сделан на  энергосберегающие  технологии  и  поиск  новых  решений  в  Республике Беларусь. Результаты этого проекта  также будут размещены в виртуальном музее, что  даст возможность ознакомить с проделанной работой  не только посетителей  школьного сайта, но и  всех, кого интересует данная тема.

Также идет работа по осуществлению проекта \»Экономим электроэнергию — повышаем доходы семьи\», в котором принимают участие не только учащиеся, но и их родители.      

 Пропагандистско–разъяснительная  работа  нашего виртуального музея заключается  и в разъяснительной работе среди родителей  и обучающихся по вопросам энерго- и ресурсосбережения:   изготовление и раздача буклетов, листовок, в освещении  вопросов, рассматриваемых на   родительских  собраниях:  «Экономия  и бережливость  —  главные  факторы  экономической  безопасности государства», «Как бытовые отходы превратить в доходы», «Папа, мама, я — энергосберегающая семья» и др.

В  ходе  общешкольного  родительского  собрания присутствующие  были  ознакомлены  с  деятельностью  виртуального музея,  а  также получили актуальную информацию экологической направленности.

Традиционно в школе проходят акции бережливых, конкурсы, мастер-классы детского творчества по изготовлению  полезных  вещей  из  вторичного  сырья, которые способствуют пропаганде  бережного  отношения  к  ресурсам  (в  том  числе  и  природным), что так же находит отражение в виртуальном музее школы (Приложение 4).

     Для  воспитания  у обучающихся  культуры  энергопотребления  педагоги   школы  используют возможности виртуального музея в учебной деятельности и для проведения внеклассных мероприятий. В первую очередь эта задача решается на таких предметных уроках, как  человек и мир в начальной школе, географии, физики,  химии, биологии,  на  которых   обучающиеся  знакомятся  с  понятиями «энергетические  ресурсы»,  «энергетика»  и  т.д.  Знания  и  умения, полученные  ими  на  таких  уроках,  несомненно,  пригодятся  в  жизни. Ведь научившись применять простейшие меры энергосбережения в школе, они передадут свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствие совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.

  С момента создания виртуальный музей функционирует как консультативный центр по  обучению  навыкам  экономии  и  бережливости  как  учащихся,  так  и их родителей, педагогических  работников.   Здесь   можно найти много полезной информации,  помогающей  организовывать  работу  по воспитанию навыков экономии и бережливости у детей. С первых дней создания  нашего виртуального музея  количество посетителей школьного сайта    увеличилось, что даёт право утверждать об актуальности и востребованности размещенного материала по энергосбережению.

Приоритетными направлениями деятельности виртуального музея школы на ближайшие годы является:

1.  Привлечение  учащихся  и  их  родителей  к  организации  и проведению энергосберегающих мероприятий.

2.  Информирование  населения  о  мерах  по  охране окружающей  среды,  об  обеспечении  экологической  безопасности  и энергосбережении.

3.  Разработка и размещение методических  рекомендаций  по  организации энергосберегающей образовательной деятельности.

4.   Размещение  материалов  из  опыта  работы педагогов школы по пропаганде идей энерго- и ресурсосбережения.

5.  Разработка  проектов,  проведение  ученических исследований  по  вопросам  энергосбережения. 

Добавить комментарий