Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся
В последнее время принципиально изменилось отношение и значительно усилилось внимание к исследовательской деятельности школьников и активным методам обучения. Для этого имеются две фундаментальные причины: социальная, связанная с быстрыми изменениями в мире, и научная, связанная с новыми представлениями о деятельности мозга и сознания и вытекающими из них средствами обучения. У школьников необходимо сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к познанию и исследованию; развить способность видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучить общим закономерностям будущей деятельности, вооружить методами овладения и синтеза новых знаний в любой предметной области, создать широкий кругозор. Преподаванию никогда не угнаться ни за наукой, ни за изменениями жизни, если оно пойдёт по пути механического нанизывания на пирамиду старых программ всё новых и новых фактов и открытий. Необходим новый принцип. Он сводится к тому, чтобы человеку быть на высоте и достойно отвечать вызову времени, необходимо постоянно учится. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения. Организации и применения знаний из различных источников информации.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему типичную для школы, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Такую возможность предоставляет проектная и исследовательская деятельность. Потому что данная деятельность не только создаёт ситуации востребованности общеучебных умений для эффективного решения учащимися реальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения в режиме деятельности. Кроме того, исследовательская деятельность часто осуществляется вне учебных занятий, следовательно, расширяется сфера познания за рамками учебного процесса.
Организация проектной и исследовательской деятельности призвана устранить противоречия между хорошими теоретическими знаниями учащихся и умениями применить их в практической деятельности.
Компетентностный подход в образовании.
Федеральная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены компетентности.
Позитивный потенциал актуального в настоящее время компетентностного подхода заключается в том, что он не отрицает культурологическую концепцию содержания образования, а актуализирует прагматический аспект того, что у учащихся должно быть сформировано и развито. В этом случае существенным становится не то, что нового ученик узнал в школе, а чему он научился. Так, определённая образовательная компетентность генерирует ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к соответствующим сферам деятельности и культуры.
Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социальной и личностно-значимой сфере.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой действительности.
Типология образовательных компетентностей:
- Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования; ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, применимы в различных сферах;
- Межпредметные компетентности относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
- Предметные компетентности формируются в рамках конкретных учебных предметов.
Актуальность компетентностного подхода определяется в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.». Переориентации образования со знаниевого на компетентностный подход отмечает в одной из своих статей В.А. Болотов и В.В. Сериков: «Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как, скажем, знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть».[1] Ощущение, что компетентностный подход абсолютно нов для нашей школы не должно возникать. Можно вспомнить труды С.Т. Шацкого, развивающее обучение Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, личностно-ориентированный подход И.С. Якиманской. Деятельностная доминанта учения школьников и исследовательский характер обоснован в трудах Т.И. Шамовой. По мнению А.В. Хуторского введение понятия «компетентность» способствует решению проблемы, когда обучаемые хорошо владеют теоретическими знаниями, но порой испытывают значительные трудности при применении их на практике. Таким образом, компетентность предполагает не только знание о способах деятельности, сколько владение ими. По этому поводу М.А. Холодная пишет: «Разница между знающим и компетентным человеком интуитивно понятна каждому. Сравним, например, знающего врача: знающий врач знает и пытается лечить, тогда как компетентный врач – знает и вылечивает».[2]
Воровщиков С.Г. в ряде работ предлагает целый ряд материалов по проблеме формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся: модель содержания учебно-познавательной компетентности, программуобщеучебных умений школьников и методические комментарии к программе, мониторинговый интсрументарий изучения сформированности некоторых общеучебных умений.
В.В. Краевский, С.Г. Воровщиков считают, что в настоящее время в отечественном образовании наиболее обоснованный набор ключевых компетенций предложил А.В. Хуторской.
Ключевые компетенции отечественного образования по А.В. Хуторскому:
- Ценностно-смысловые компетенции;
- Общекультурные;
- Информационные;
- Коммуникативные;
- Социально-трудовые;
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний из окружающей действительности, владением приёмами учебно-познавательных проблем. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отмечать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статических и иных методов познания. Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает:
- Знание способов и приёмов познания;
- Знание и владение методами познавательной деятельности;
- Умение не только уметь находить решение уже известных познавательных задач, но и самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных учебно-познавательных ситуациях;
- Ученик умеет не только творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно учиться, у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности.
Организация исследовательской и проектной деятельности.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Говоря о самостоятельности ученика в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выходы.
Суть метода проекта – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами от теории к практике.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Идеи проектного метода в той или иной степени разделяли в своей деятельности А.С. Макаренко и А.П. Тенкевич. В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина провозгласили метод проекта единственным средством преобразования «школы учёбы» в «школу жизни», где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.[3]
После долгого забвения интерес к методу проектов возродился в 90х гг. Е.С. Полат, крупнейший исследователь метода проекта пишет: «В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения».[4] Изменения социально-экономических и социокультурных условий в стране потребовало соответствующей образовательной парадигмы.
Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формирование выводов, закономерностей. При проведении исследования, работая над проектом, у учащегося появляется возможность формирования и развития целого веера взаимосвязанных компетентностей: учебно-познавательной, компетентности личностного самосовершенствования, коммуникативной и информационной.
По своему содержанию, структуре, методам исследования, решению поставленных задач проекты могут быть: практико-ориентированными, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, культурологическими, спортивными, исследовательскими, информационными.
Исследование, независимо от того, какое оно – научное или учебное, отличается от повседневного опытного познания. Оно имеет целенаправленный характер и определённую систему:
- Определение проблемы как начало исследования,
- Выбор и формулировка темы,
- Актуальность практическая значимость исследования,
- Объект и предмет исследования,
- Определение цели и задач, формулировка гипотезы,
- Планирование, выбор методов ведения исследования,
- Обзор информационных источников,
- Оформление работы и подготовка приложений,
- Подготовка и составление защитной речи.
Удовлетворение от сделанного проекта или проведённого исследования состоит в том, чтобы ребёнок захотел быть организационно и интеллектуально самостоятельным в решении интересной для него и актуальной для других проблемы, а учитель-консультант профессионально помочь реализовать ему такую возможность быть социально значимым для себя и для других.
Организация исследовательской деятельности на уроке
Учебно-исследовательскую деятельность можно разделить на несколько видов, понимая, однако, что это разделение достаточно условно и зачастую виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.
Компетенция | Формирование | Деятельность учащихся | |
Общеучебных умений | Предметных компетенций | ||
Учебно-познавательная | Учебно-управленческие умения | · Понимание и принятие учебной задачи,
· Умение умение слушать произведения, · Самооценка своей деятельности |
Определить наиболее рациональную последовательность по выполнению задачи |
Учебно-информационные умения | ·Знать определения понятий: мелодия, ритм, динамика, тембр, темп, динамические отметки
·Использовать тексты различных типов: описания, повествования, рассуждения |
·Работа с нотно записью мелодий,
·Работа со справочной литературой ·Создание письменных текстов |
|
Учебно-логические умения | · Анализ и синтез
· Сравнение · Обобщение · Доказательство |
На основе анализа мелодий доказать значимость произведения | |
Коммуникативная | Способы взаимодействия с окружающими | · Знать детские и музыкальные периодические издания
· Уметь обратиться через Интернет |
Владение различными социальными ролями |
Исследовательская деятельность ученика – это способ развивать умения проводить исследование и формирование умений;
- проблематизации (выбор темы, почему?)
- управление собственной познавательной деятельностью (планирование, организация, контроль);
- поиск и отбор необходимой информации по теме;
- проведение исследования (анализ и синтез, сравнение, обобщение, доказательство);
- оформление работы (представление результативности своей деятельности).
Научное общество учащихся – форма организации внеурочной деятельности.
Научно-исследовательское общество учащихся – это коллектив единомышленников учащихся и педагогов, увлечённых проектной и исследователькой деятельностью. Согласно Положению о НОУ в структуре организации есть секции естественных и гуманитарных наук, но очень часто происходит интеграция этих двух направлений. Учащиеся с интересом работают над темами связанными с родным краем. Отличается положительная динамика в увеличении количества учащихся занимающихся данной работой и увеличивается количество выступлений.Путь от начала исследования до выступления на конференции труден и долог. Важен диалог и понимание ученик – научный руководитель. Важна последовательность работы. Как показывает практика, на первых порах вызывает трудность не только выбор темы, определения её актуальности, но и методы исследования.
Рассмотрим формирование и развитие учебно-познавательной компетенции в процессе работы над исследовательской темой и защитой работы на конференции.
№ | Этапы работы над исследованием | Формирование учебно-познавательной компетенции | |
Деятельность учащихся, методы | Формирование общеучебных умений | ||
1 | Определение проблемы | · Анализ проблемных ситуаций (противоречия)
· Беседа с научным руководителем |
Учебно-логические умения |
2 | Выбор темы | · Определить тему, последовательность действий по индивидуальному выполнению | Учебно-управленческие умения |
3 | Определение актуальности темы, практической значимости | · Определение и решение проблем
· Доказательство · Анализ и синтез (научная значимость) |
Учебно-логические умения |
4 | Определение объекта и предмета исследования | · Определение и решение проблемы
· Анализ и синтез |
Учебно-логические умения |
5 | Определение цели, задач, формулировка гипотезы | · Анализ проблемы
· Анализ полученных данных источников информации · Разработка вариантов решения проблемы и их проверка |
Учебно-логические умения |
6 | Планирование исследования (определение методов исследования) | · Наблюдение
· Анкетирование · Интервьюирование · Анализ, синтез · Сравнение · Обобщение · Классификация |
Учебно-информационные и учебно-логические умения |
7 | Обзор информационных источников | · Составление списка первоначальной литературы
· Изучение библиографии по теме · Поиск источников информации · Виды чтения · Виды фиксирования информации (конспектирование, план, тезис, заметка, цитата) |
Учебно-информационные умения |
8 | Подтверждение гипотезы, анализ данных | · Анализ
· Сравнение · Рассуждение · Вывод |
учебно-логические умения |
9 | Оформление работы, подготовка приложения | · Научная статья
· Доклад · Тезисы · Научный отчёт · Презентация |
Учебно-информационные умения |
10 | Защита работы | · Составление плана защитной речи
· Умение работать с устными текстами · Взаимодействие в формах диалога, полилога |
Учебно-информационные и учебно-управленческие умения |
11 | Подготовка к публикации | · Тезисы
· Аннотация · Научная статья |
Учебно-информационные умения |
У учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время:
- повышается познавательная активность;
- наблюдается положительная динамика в привлечении учащихся в НОУ
- наблюдается практическая направленность проектов;
- улучшилась успеваемость членов НОУ;
- проявляется активность участия в конференциях разного уровня и типа (самореализация);
- повышается самооценка личности ученика.
В результате активного использования проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач, получают опыт вдумчивой работы с любым текстом, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Проектная и исследовательская деятельность способствуют формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.