Консультация

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 6-7 лет с трудностями в обучении

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с трудностями в школе возможны такие трудности, как:

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр;
  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
  • угадывание букв;
  • возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
  • пропуск, добавление, перестановка букв;
  • затруднение понимания прочитанного;
  • возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).

 

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей состоит из следующих последовательных этапов:

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину).

Дети испытывают сложности в зрительном анализе, в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов.

Развитие зрительного восприятия начинаем со знакомства с изображениями реальных предметов или самих предметов, затем переходим к схематическим изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используем материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все проводится в игровой форме. Это способствует формированию сенсорных эталонов, развитию навыка зрительного анализа и синтеза, осуществляется профилактика и коррекция зрения.

2.Обучение ориентировке в схеме собственного тела.

Дети испытывают сложности в выделении ведущей руки, дифференциации правой и левой стороны тела у себя и у сидящего напротив человека.

Для развития ориентировки в схеме собственного тела можно использовать следующие серии игр:

  • Первая серия игр направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка. Например, «Найди своё сердце» и др.
  • Вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Например, «Покажи (скажи) что находится справа(слева)» и др.
  • Третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении. Игры данного комплекса ориентированы на формирование осязания, зрительно-двигательной координации. Например, «Волшебное зеркало», «Кто внимательный» и др.

3.Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе).

Дети испытывают сложности в понимании таких пространственных свойств предметов, как удаленность, местоположение, а также затрудняются в понимании изменчивости и относительности пространственных отношений.

Для развития восприятия местоположения и удалённости предмета в пространстве можно использовать следующие серии игр:

  • Первая серия направлена на формирование пространственных понятий, характеризующих местоположения предмета в пространстве.
  • Вторая серия направлена на определение удаленности предметов в пространстве.

Сначала даем задания с предметами: «Назови предметы, которые находятся ближе от тебя, дальше от тебя». Затем переводим эти представления в умственный план, без наглядной опоры. Например: Ты идешь по дороге из дома в сад. Что ближе от тебя: дорога или сад? Что дальше?

В доме три этажа. Какой этаж выше: первый или третий? Какой ниже? Какой этаж между?);

4.Обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений.

Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры: «Найди игрушку», «Кто быстрее назовёт», в которых детей обучают организовывать и распознавать эти отношения. В качестве вспомогательного средства детям предлагаются карточки-схемы с изображением пространственных отношений между предметами, которые помогают детям в усвоении материала.

Применяем также упражнения: расположи, как я скажу: «Поставь матрешку перед зайцем. Поставь матрешку между зайцем и слоном».

Во всех играх позиция ребенка выбирается таким образом, чтобы он сам являлся точкой отсчета.

5.Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только потом даем лист бумаги.

У детей с трудностями в обучении существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной поверхности. Дети смещают рисунок относительно центра листа, не могут разместить предметы на листе в соответствии со словесной инструкцией.  В работе с детьми используют задания: найти верхнюю и нижнюю полоски карточки и разложить определённое количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Затем предлагают рассмотреть узор, на котором изображено от трёх до пяти геометрических фигур. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре, а затем вверху и внизу или слева и справа от неё. Игры: «Нарисуй картинку из палочек», «Где бабочка?», «На лугу пасутся…» и другие.

 

Добавить комментарий