Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость у детей

Компьютерная зависимость

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с сомнительной компанией, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников и школьников. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Иногда школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество выигранных очков.

Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрой, ребенок начинает вести не свойственный его возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанным на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:

   — наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

   — отсутствие ответственности;

   — реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

   — возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

   — возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни.

Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье или со сверстниками, потребность избежать физического или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Признаки компьютерной зависимости:

— когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

— ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;

— ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

— ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

— ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

— у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

— чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;

— прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

— ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;

— ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

— нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глаз может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.

Факты, которые должны насторожить родителей:

— ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;

— ребенок начал проводить ночи за компьютером;

— ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;

— как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;

— ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

— ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

— ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Несколько рекомендаций родителям:

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен с вашей стороны предложением о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.

7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Уделяйте достаточное внимание своему ребенку, следите за его интересами, начинаниями и поддерживайте их. И самое главное – воспитываете своего ребенка сами, не доверяете это дело компьютеру.

Добавить комментарий