консультация
Главные секреты работы мозга ребенка
Статья из книги «Самая важная книга о правильном развитии и воспитании детей + Нейройога»
Золотая рыбка или как вырастить гения
Для начала хотелось бы обратиться к родителям с просьбой: будьте разумны, занимаясь воспитанием своего ребенка! Разумно подходите как к своим собственным силам, знаниям и способностям, так и к возможностям ребенка. Любите его, радуйтесь уже тому, что рядом с вами есть это маленькое чудо. Когда ребенок желанный, любимый, когда его окружают вниманием и заботой, то половина пути к гениальности, а, еще лучше, к гармонично развитой личности, уже пройдена. А остальные необходимые шаги вам подскажут специалисты.
Воспитание – тяжелый, ежедневный, но при этом радостный и благодарный труд. И, как и в любом новом деле, которое вы только начинаете осваивать, надо сначала этому делу обучиться, потренироваться как следует. Поэтому, в целом, полезны различные школы, клубы, семинары для родителей. Ведь там можно услышать много полезных советов специалистов по развитию и воспитанию детей, поделиться своими проблемами и поучиться на чужих ошибках.
Если вы не посещаете такие школы и семинары, то не стесняйтесь, по крайней мере, задавать вопросы врачам вашего ребенка, воспитателю в детском саду, общайтесь с такими же родителями на прогулках. В вопросах воспитания никак нельзя считать себя «умнее всех», слишком это сложный предмет. Еще не родился, да и не родится, пожалуй, никогда, гениальный воспитатель, способный воспитывать исключительно гениев. И вы далеко не идеальны в вопросах воспитания. Поэтому, даже если и прочитаете в этой книге какие-то обидные для себя вещи, не спешите обижаться и захлопывать ее. Хотите вырастить Звезду – сами сначала ею станьте, а не рассчитывайте на то, что вам удастся сиять отраженным светом! Жестко, но ведь правильно. Ваш ребенок – это не только ваше отражение и продолжение, а совершенно самостоятельная личность, как будто маленький Принц (или Принцесса), прилетевший к вам с другой планеты, со своими желаниями, устремлениями, способностями. Это – дар, посланный вам с небес за какие-то ваши особые заслуги. И вы можете и должны воспитать из него настоящую личность, помочь ему освоиться в этом мире, проявить все свои особые таланты и быть счастливым.
Все родители хотят вырастить из своих детей, как минимум, великих, знаменитых людей, по крайней мере, складывается именно такое впечатление. Как будто ребенка только для того и произвели на свет, чтобы он воплотил все нереализованные планы и мечты своих родителей. Но ведь он не золотая рыбка, чтобы исполнять все-все желания. Вспомните сказку и не требуйте большего.
Никто не спорит: можно и нужно стремиться к самым наилучшим достижениям, которых только ваше чадо способно достичь. Но, строя планы, обязательно учитывайте, как законы развития мозга вообще, так и особенности работы мозга именно вашего ребенка. Можно сделать достаточно ответственный вывод о том, что нет ни одного абсолютно идеального, т.е. абсолютно здорового ребенка с точки зрения развития его мозга, а значит, и нервной системы, и, как следствие, всего организма в целом. И главная задача родителей – обязательно знать и учитывать все плюсы и минусы в развитии ребенка.
Ни один ребенок далеко не идеален. И многие надежды, возлагаемые родителями на своих детей, часто не могут воплотиться в жизнь. Особенно, если не предпринять необходимые, правильные шаги. Причиной несбывшихся надежд родителей может быть, во-первых, изначальная неспособность мозга, скажем, к рисованию. И пусть хоть все дедушки и прадедушки малыша хорошо рисовали – это может совершенно ничего не значить. Во-вторых, на развитие способностей ребенка и на его здоровье, может влиять недостаток энергетического обеспечения организма. А нет энергии – нет и сил на реализацию грандиозных планов родителей. И, наконец, третий момент – мозг ребенка может быть серьезно поврежден во время беременности, родов или в результате травм и болезней. И тут уже необходимо приложить массу усилий для того, чтобы «подтянуть» мозг ребенка до уровня нормы или хотя бы до каких-то возможных пределов. И, в-четвертых, на развитие ребенка, его способностей оказывает очень большое влияние воспитание. Обо всех этих моментах хотелось бы поговорить в данной книге.
В книге даются общие рекомендации, советы, подходящие для применения в воспитании практически любого ребенка. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по-своему уникален, и подход к воспитанию должен быть, все-таки, достаточно индивидуален. Поэтому, конечно, желательно провести обследование, тестирование ребенка, чтобы узнать обо всех его особенностях.
Родители всегда хотят узнать как можно больше о своем ребенке. И они не жалеют денег на различные медицинские, психологические и даже астрологические и тому подобные обследования, надеясь проникнуть в таинственный и загадочный мир своих детей.
Многие ответы на вопросы о вашем ребенке дает достаточно уникальный метод обследования, созданный с использованием последних достижений таких наук, как нейропсихология, медицинская и возрастная психология, а также неврология, психофизиология и даже психиатрия, и входящий обязательной составной частью в систему Нейройога, о которой подробно рассказывается во второй части книги.
Нейро-обследование выявит все особенности мозга ребенка, укажет на перспективные направления развития, поможет выявить его таланты и даже профессиональные склонности и способности. Не останутся незамеченными и трудности.
Нейро-обследование расскажет, как развиваются память, внимание, мышление, восприятие, речь и моторика ребенка, и, соответственно, к достижению каких вершин готов ваш ребенок, а на что не стоит зря тратить время. Ответы на ваши вопросы будут честные и достаточно категоричные, ведь законы развития мозга и психики общие для всех, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенности развития именно вашего ребенка.
И уже по результатам можно будет давать более конкретные советы по поводу того, как воспитать гения именно из вашего ребенка.
А что касается «сверхспособностей», у любого ребенка можно их развить. Надо просто:
Во-первых, создать условия для здорового образа жизни ребенка. Сюда входят: режим дня, правильное питание, физические и дыхательные упражнения, здоровый сон. Желательно: бассейн, поездки на море, постоянные выезды на природу.
Во-вторых, создать условия для адаптации ребенка в социуме, что подразумевает: благоприятную, дружелюбную семейную атмосферу, обязательное посещение садика. Частые переезды и развод родителей не приветствуются. Участие бабушек и дедушек в воспитании приветствуется, но только при условии следования рекомендациям родителей.
В-третьих, развивать в ребенке уверенность в себе. Для этого: учитывать его мнение, советоваться с ним, давать возможность проявлять инициативу, чаще хвалить (но за дело), быть для ребенка примером (не обманывать, выполнять обещания, быть последовательными, не совершать поступков, которые могут подорвать доверие ребенка). Наконец, надо просто любить его, но по-настоящему. Желательно читать книги и смотреть фильмы о настоящих героях и лидерах.
В-четвертых, необходимо выявить основные склонности и способности ребенка, его мозга. Для чего необходимо провести обследование: нейропсихологическое и психологическое тестирование. Желательно сделать ЭЭГ (электроэнцефалограмму). Выявив наиболее сильные стороны ребенка – развивать их: кружки, секции, дополнительные занятия, посещение выставок, музеев, лекций, а также чтение книг на интересующую тему. Приветствуется совместный интерес и труд всех членов семьи в данной области. Главное – не переусердствовать. Все должно быть в удовольствие. Если выбранное направление дается ребенку слишком тяжело, значит, вы ошиблись, и надо искать основное направление заново.
В-пятых, обязательно развивать ребенка и в тех областях, в которых он не силен. Если нет способностей к рисованию, ввиду, например, слабой зрительно-моторной координации, тем более надо хоть немного, но рисовать. Если нет слуха – не отдавайте его учиться игре на пианино, но пойте с ним хоть немного какие-то песенки. Личность не должна быть однобокой-кособокой. Личность должна быть гармонично развитой. Талант – это хорошая, отличная способность к чему-то одному (например, талантливый скрипач). А гениальность – это хорошие способности практически во всем.
В-шестых, развивайте с самого детства познавательные функции ребенка и, как следствие, самый главный вид мышления – понятийное («понимательное») мышление. Давайте ему возможность все потрогать, собрать-разобрать, приветствуйте все его вопросы и с удовольствием отвечайте на них. Больше рассказывайте ребенку об окружающем мире, о животных, о природе вообще. Обязательно посетите (и не один раз) зоологический музей, зоопарк. Смотрите фильмы об окружающем мире, читайте книжки. Учите ребенка классификации (животные домашние – животные дикие, овощи-фрукты, хищники – травоядные, живое — неживое и т.д.).
В-седьмых, обязательно развивайте и душу, и ум, и тело. Не останавливайтесь только на интеллектуальном развитии. Чаще говорите с ним о своих чувствах, расспрашивайте о том, что чувствует он в той или иной ситуации. Научите его правилам вежливости и этикету: говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», умению делать искренние комплименты и подарки людям. Учите ребенка доброте: кормите птичек, помогайте бездомным животным, переведите старушку через дорогу, отдайте лишние игрушки в детский дом. Посещайте театры, смотрите фильмы о красоте (не только природы, но и души человеческой). Не забывайте о теле: учите ребенка чувствовать свое тело и взаимодействовать с ним (просто физкультура или та же Нейройога); заботиться о нем (чистка зубов, умывание, стирка одежды). Научите ребенка элегантно одеваться, это тоже важно.
Учитель – дефектолог Служеникина Ольга Викторовна