Исследовательская деятельность

Система подготовки учащихся к участию в конкурсе работ

исследовательского характера

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее известным решением.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность, учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Тема исследования – краткое выражение содержания всего исследования в виде заглавия. Она должна быть лаконичной, проблемной, выражать главную мысль исследования.

Правила выбора темы:

  • Тема должна быть выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • Тема должна соответствовать уровню образования учащихся.

При формулировании темы следует учитывать:

1.Степень изученности проблемы

2.Практическую значимость ожидаемых результатов

3.Возраст и уровень подготовки учащихся

4.Интересы и потребности учащихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.)

5.Доступность информационных ресурсов

Составные части исследования:

Научная проблема исследования- теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

1.Объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.

2.Значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Правильная постановка проблемы – залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже известно в выбранной теме и что мало исследовано.

Актуальность исследования – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса и задачи.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаём целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Например, объект – это поле, предмет – цветы.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко и лаконично.

Задачи— действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, которая, позволяла бы определить «маршрут»  исследования, его логику и структуру.

Формулировки задач исследования:

Выявить определить установить раскрыть обосновать уточнить предложить способы решения ….

Разработать создать, создать модель…

Апробировать модель экспериментально доказать…

Задачи – глаголы не процессуального, а результативного характера.

Должно быть не более 4 задач.

Гипотеза – это предположение о фактах, связах, принципах функционирования и развития явлений, не имеющих эмпирического или логического обоснования, или обоснованных недостаточно.

Практическая значимость работы может состоять в положительных результатах использования разработок исследования в обществе, производстве, отрасли науки, какой – либо практике, практических рекомендациях для построения некоторой системы, рекомендациях, позволяющих совершенствовать методики исследования и т.д.

Метод исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определённую последовательность действий, приёмов, операций.

База исследования: краткий обзор литературы.

Критерии успешного выступления:

  1. Актуальность выбора темы.

2.Заранее подготовленное выступление.

3.Стиль одежды, внешний вид

4.Ораторское искусство

5.Учитывать роль презентации в визуальном сопровождении выступления

6.Выводы не должны содержать цитат.

7.Аргументированные ответы на вопросы

8.В исследовании должны быть ссылки на источники.

Что озвучивается в выступлении

-Тема

-Аргументация актуальности

-Основное содержание работы

-Правильно дозировать теоретический и практический материал

-Выводы:

— подтвердилась ли гипотеза;

— какая практическая значимость.

Заключение – объём 1,5 страницы, включает в себя выводы по каждой задаче. Какие дальнейшие перспективы.

Каждое приложение оформляется на отдельной странице.

Критерии оценивания исследовательских работ

  1. Критерии оценивания работы:
  2. Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
  3. Глубина анализа литературных данных, ссылки на

литературные источники, объем использованной литературы.

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования

проблемы.

  1. Логичность изложения материала.
  2. Оригинальность к подходам решения проблемы.
  3. Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы (для ученических работ практически не оценивается).
  1. Практическая значимость работы.
  2. Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.
  1. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
  1. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.

II Критерии оценивания представления работы (доклада):

  1. Четкость изложения материала, свобода использования данных.
  2. Убедительность аргументов.
  3. Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
  4. Убедительность агрументации при ответе на вопросы.
  5. Качество презентации.

III. Личностные качества докладчика:

  1. Эрудиция при защите проекта.
  2. Уровень развитости мышления.
  3. Грамотная речь при защите проекта,
  4. Умение вести диалог,
  5. Умение вести себя на сцене свободно, раскованно.

 

Добавить комментарий