Система подготовки учащихся к участию в конкурсе работ
исследовательского характера
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее известным решением.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность, учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Тема исследования – краткое выражение содержания всего исследования в виде заглавия. Она должна быть лаконичной, проблемной, выражать главную мысль исследования.
Правила выбора темы:
- Тема должна быть выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования;
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- Тема должна соответствовать уровню образования учащихся.
При формулировании темы следует учитывать:
1.Степень изученности проблемы
2.Практическую значимость ожидаемых результатов
3.Возраст и уровень подготовки учащихся
4.Интересы и потребности учащихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.)
5.Доступность информационных ресурсов
Составные части исследования:
Научная проблема исследования- теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:
1.Объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.
2.Значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.
Правильная постановка проблемы – залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже известно в выбранной теме и что мало исследовано.
Актуальность исследования – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса и задачи.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.
Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаём целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Например, объект – это поле, предмет – цветы.
Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко и лаконично.
Задачи— действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, которая, позволяла бы определить «маршрут» исследования, его логику и структуру.
Формулировки задач исследования:
Выявить определить установить раскрыть обосновать уточнить предложить способы решения ….
Разработать создать, создать модель…
Апробировать модель экспериментально доказать…
Задачи – глаголы не процессуального, а результативного характера.
Должно быть не более 4 задач.
Гипотеза – это предположение о фактах, связах, принципах функционирования и развития явлений, не имеющих эмпирического или логического обоснования, или обоснованных недостаточно.
Практическая значимость работы может состоять в положительных результатах использования разработок исследования в обществе, производстве, отрасли науки, какой – либо практике, практических рекомендациях для построения некоторой системы, рекомендациях, позволяющих совершенствовать методики исследования и т.д.
Метод исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определённую последовательность действий, приёмов, операций.
База исследования: краткий обзор литературы.
Критерии успешного выступления:
- Актуальность выбора темы.
2.Заранее подготовленное выступление.
3.Стиль одежды, внешний вид
4.Ораторское искусство
5.Учитывать роль презентации в визуальном сопровождении выступления
6.Выводы не должны содержать цитат.
7.Аргументированные ответы на вопросы
8.В исследовании должны быть ссылки на источники.
Что озвучивается в выступлении
-Тема
-Аргументация актуальности
-Основное содержание работы
-Правильно дозировать теоретический и практический материал
-Выводы:
— подтвердилась ли гипотеза;
— какая практическая значимость.
Заключение – объём 1,5 страницы, включает в себя выводы по каждой задаче. Какие дальнейшие перспективы.
Каждое приложение оформляется на отдельной странице.
Критерии оценивания исследовательских работ
- Критерии оценивания работы:
- Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
- Глубина анализа литературных данных, ссылки на
литературные источники, объем использованной литературы.
- Четкость изложения материала, полнота исследования
проблемы.
- Логичность изложения материала.
- Оригинальность к подходам решения проблемы.
- Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы (для ученических работ практически не оценивается).
- Практическая значимость работы.
- Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.
- Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
- Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.
II Критерии оценивания представления работы (доклада):
- Четкость изложения материала, свобода использования данных.
- Убедительность аргументов.
- Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
- Убедительность агрументации при ответе на вопросы.
- Качество презентации.
III. Личностные качества докладчика:
- Эрудиция при защите проекта.
- Уровень развитости мышления.
- Грамотная речь при защите проекта,
- Умение вести диалог,
- Умение вести себя на сцене свободно, раскованно.