Функции учителя-дефектолога
В настоящее время во многих учреждениях образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи, группы и классы интегрированного обучения и воспитания, где работают учителя-дефектологи. В чем же особенности работы учителя-дефектолога? Логопед ставит звуки. Психолог оказывает психологическую помощь. Все понятно. А дефектолог? Дефектолог работает с детьми, у которых имеются задержки в умственном и (или) психическом развитии, речевые нарушения или проблемы со слухом и зрением. Он помогает им адаптироваться дома, в детском саду или школе.
Основная цель деятельности дефектолога — является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Функции учителя-дефектолога в нашем учреждении образования:
1) Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития каждого учащегося, определяет его способности к обучению и воспитанию, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
2) Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь учащимся по профилактике и
исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной речи, активизации познавательной деятельности;
3) Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, память, восприятие;
4) Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является одним из видов деятельности для детей данного возраста;
5) Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям учащихся по вопросам:
— индивидуализации процесса обучении и воспитания детей с ОПФР;
— определения форм организации и использования эффективных методов и приёмов обучения по исправлению речевых нарушений.
Дефектолог в учреждении образования проводит групповые и индивидуальные занятия.
Согласно статистике у каждого второго ребёнка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь дефектолога.
Коррекционные занятия дефектолога направлены на:
— коррекцию звукопроизношения;
— развитие связной речи и пополнение словарного запаса;
— профилактику нарушений чтения и письма;
— развитие грамматической стороны речи и фонематического слуха;
— пространственных представлений и психических процессов;
-обучение грамоте;
— развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Дефектолог наблюдателен, тактичен, настойчив и нацелен на результат. И все же главное в его работе — терпение.
Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Дорогие родители! Дефектолог может сделать очень многое для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Берегите и любите своих детей!