Влияние компьютера на речь ребёнка
Ещё совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.
Компьютер часто выручает родителей. Всегда можно отвлечь ребёнка яркой картинкой на экране. Современным детям с рождения предлагают пользоваться различными гаджетами. Конечно, это ведь так удобно! Захотел ребёнок внимания, а родителям некогда — ему дают компьютер, телефон, планшет. Только вот получается, что современным родителям почти всегда некогда. Поэтому современные дети очень много времени проводят за компьютерами и другими гаджетами. Можно сказать, что они вырастают под их воздействием и влиянием. Но влияние компьютера на речь ребенка и на ребёнка в целом может быть и отрицательным.
Ребёнок смотрит мультики, играет с компьютеров или другими гаджетами. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей младшего школьного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
К 6 годам основной период для развития речи заканчивается. Ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребёнок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Учёные утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 6 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.
Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребёнок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями. Далее ребёнок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребёнок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь. Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной.
Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей. От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребёнком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности.
Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение с взрослыми.
Ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница большая! Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Чем больше ребёнок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится вербальному взаимодействию, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями. Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой формирует тот внутренний стержень, который даёт устойчивость и независимость.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Это говорит о неразвитом воображении. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютере, никак не способствует формированию движений для прослеживании строки слева направо и сверху вниз, которое необходимо при чтение книг. Происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Помните! Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но они никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими.