Адаптация ребенка к школе
Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден для детей, поступающих и с 6, и с 7 лет.
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физическом и социальном отношении, он должен достичь определенного развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществить самоконтроль
Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно – двигательная координация. Однако целенаправленное обучение ребенка должно идти в ногу с закономерным биологическим развитием детского мозга. И задача педагогов и родителей является организация той развивающей среды, в которой ребенок будет осуществлять деятельность по совершенствованию своих знаний и умений, как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.
Правильно организованный процесс обучения и воспитания ребенка ускорит привыкание, приспособление к школьной жизни. Период адаптации в правильно созданных условиях, протекает гладко в течение двух – трех месяцев. У детей преобладает хорошее настроение, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя, что благополучно сказывается на дальнейшем обучении детей и качестве полученных ими знаний.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблем, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалит. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!» способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.