Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Цели:
- Закреплять умение правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
- Развивать фонематический слух (умение слышать слабую позицию фонемы)
- Развивать познавательную активность учащихся путем использования метода проблемного обучения
- Развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление.
- Обогащать словарный запас детей однокоренной лексикой.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: информационные карточки, карточки с заданиями, карточки с текстами, слайды.
Этапы работы |
Содержание работы |
Организационный момент
Вводная часть. Рефлексия
Основная часть
Заключительная часть. Рефлексия |
Создание эмоционально-положительного фона. Наступил новый день. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. Сегодня у нас сложная тема, но я уверенна, что у нас всё получится, а если и будут ошибки, то мы их обязательно постараемся исправить. Но занятие наше будет необычное. Мы проведем сегодня мини олимпиаду с заданиями эстафетами, а по результатам каждой эстафеты будем определять победителя. Им станет тот, кто лучше всех выполнит предложенное задание. Нашу мини олимпиаду объявляю открытой. 2. Повторение ранее изученного материала. Наше занятие мы начнем с разминки. Перед любой эстафетой нужна разминка. Именно она помогает подготовиться к выполнению основных и более сложных заданий. Наша разминка – это игра, которая поможет вам вспомнить правила, которые вам сегодня понадобятся для выполнения всех эстафет. На слайде появляются слова в которых необходимо поставить ударение и выделить корень. (Звезда, тропинка, цветной, больница). Молодцы. 3. Определение темы урока в ходе выполнения практического задания Чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам выполнить первое задание. Перед вами лежит текст, его нужно прочитать и ответить на вопросы. Дети читают текст и отвечают на вопросы: Почему так получилось? (Петя неправильно написал словосочетание «Играть с мечом» и Коля принес меч вместо мяча) Какое правило не знал Петя? (правило правописания безударных гласных в корне слова) Как правильно записать это слово? (мячом) А нам с вами нужно знать это правило? Для чего? (Чтобы грамотно писать). Итак, как вы думаете, ребята, какая тема нашего занятия? 4. Знакомство с темой и задачами занятия. Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова. Научимся правильно писать слова с безударной гласной в корне. В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять? Работа с информационной карточной 1. Ребята, для того, чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова нужно знать алгоритм проверки безударных гласных. Читаем алгоритм. Правильно ставить ударение и выделять корень вы умеете, такое задание мы выполняли в разминке. Сейчас мы с вами прочитаем еще одно очень важное правило, которое поможет вам правильно подбирать проверочные слова. Работа информационной карточкой 2. Дети читают. Вам все понятно? Тогда давайте приступим к следующей эстафете. Но вначале опять выполним небольшую разминку. 2 Кинезиологичекие упражнения. Су-Джок терапия. 3. Работа со словом Мы будем подбирать родственные слова (на слайде картинка лисы). — К слову лиса подберите родственные слова по вопросам: Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька.) Давайте запишем слова Лисонька, лисичка на доске А чей хвост (показать на хвост)? (Лисий.) Как назвать детёнышей лисы? (Лисята.) Запись слов на доске: Лисонька, лисята, лисий, лиса, лисичка, — Назовите проверочные слова. (Лисонька, лисий.) 4 Работа по алгоритму. Итак, ребята, вы умеете ставить ударение, выделять корень, определять безударную гласную, подбирать проверочные слова, поэтому я уверенна, что со следующей эстафетой вы с легкостью справитесь. Литературная минутка. Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, какой был барашек? Почитайте слова с выделенными словами и объясните их написание. 5. Работа с компьютерным тренажером. Сейчас вы будете выходить по одному и выполнять задание, которое вам предложит компьютер. Будьте внимательны. Старайтесь сделать быстро и правильно. 6 Гимнастика для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 7.Д\\И «Четвертый лишний» (индивидуальные карточки ) Найти лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную. Назвать лишнее слова и объяснить почему оно лишнее. — пл…тил, гл…тал, пос..дил; — сл..за, в…сна, з…рно, п..ла; -к…за, в…лна, тр…ва, зв…нок — ст…ловый, в..шневый, м..рской. — св…зной, дв…рной, л…сной, р…зной 8. Физминутка 9. Работа с предложением Прочитайте пословицу, вставьте пропущенную букву и объясните ее написание, объясните смысл пословицы. Тише в…ды, ниже тр…вы. А теперь запишите одну пословицу самостоятельно в тетради. На чужой стороне и в…сна не кр…сна. Я сама проверю как вы написали пословицу и на следующем уроке мы разберем ошибки, допущенные вами при написании этой пословицы. 10. Итог занятия По итогам нашей олимпиады победителем стал (стала)…… Посмотрите на доску, вы видите поезд с вагонами, каждый вагон – это задания, которые вы сегодня выполняли. В эти вагоны вы опускаете жетоны с настроением. С веселым личиком в вагон с тем заданием, которое было интересно выполнять, а с грустным — в вагончик с трудным заданием. Итог учителя-дефектолога: самыми интересными заданиями были……, трудными…… |