Рекомендации учителю
по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на учебном занятии по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
- Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
- Алгоритм организации проверки:
учитель отбирает материал для проверки знаний учащихся в соответствии с программой;
разрабатывает систему вопросов и заданий;
подбирает необходимые пособия и средства обучения; заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены;
определяет методы и формы проверки.
- Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
- При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
- Что проверять?
устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет;
проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
- Отметки выставляются за:
устные ответы при индивидуальной проверке;
за выполнение практической работы;
при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;
за исправления, дополнения ответов другими учащимися;
за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
- Учитель обязан объявлять отметку отвечающему.
- Отметка обязательно комментируется.
Учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
- Учитель обязан заранее объяснять критерии выставления отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.
- При анализе ответа учитель определяет:
все ли изложил ученик;
сколько ошибок было, какие это были ошибки;
знает ли ученик определение понятий;
умеет ли объяснять связи и зависимости;
умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, логично, последовательно излагать материал.
нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках;
умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, пользоваться им при решении задач.
- Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
- Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради
- Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
- Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
- Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
- Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
- Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
- Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Не перегружайте учащихся домашним заданием
- Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке
- Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
- Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
- Важно поурочное оценивание!
Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год
- При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи»
- Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
- Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
- Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
- Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
- Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана, иначе это потерянное время для класса.