Технологии визуализации учебной информации как средство повышения результативности образовательного процесса
Визуализация — (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.
Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:
- комплекс учебных знаний;
- визуальные способы их представления;
- визуально-технические средства передачи информации;
- набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Преимущества визуализации в обучении:
Визуализация:
- помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
- развивает критическое мышление;
- помогает учащимся интегрировать новые знания;
- позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
Техники визуализации в образовательном процессе
1.Ментальные карты
Ментальные карты (maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.
Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.
Ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.
«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви. Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!
Рекомендации
- Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
- Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт.
- Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
- Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
- Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.
- Таймлайн (от англ. timeline – букв«линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
- Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
- Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
Главное в скрайбинге — эффект параллельного следования: голосовое повествование последовательно сопровождается рисунком.
Скрайбы действуют как на логику, так и на эмоции слушателей, поэтому информация «пропускается через себя» и запоминается легко, быстро и надолго.
Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный». Ручной — классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации.
Идея для учителя! Начиная с 5 класса можно подключить к созданию скрайб-историй учеников. Наверняка в вашем классе есть ученик, который любит рисовать смешные рожицы, картинки. Найти его несложно. Своим творчеством он, обычно, украшает поля тетрадей, парту, за которой сидит, а нередко и школьные учебники. Обратитесь к нему за помощью. Он может реализовать свой талант, сопровождая ваш рассказ по теме рисунками на доске. Такой урок запомнится всем!
В конце урока можно рассказать о том, что в современном мире скрайбер — это целая профессия. Есть студии, которые помогают большим компаниям проводить презентации и конференции. Работники таких студий выступают вместе с докладчиками, создавая яркую историю с помощью маркеров.
Самый сложный вариант — рисуем на компьютере
Этот способ создания скрайб-презентаций самый трудозатратный. Чтобы создавать такие видео, нужно запастись временем и терпением, уметь хорошо рисовать и пользоваться специальными программами.
Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь» рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.
- Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.
XX век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. В XXI веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей города), карты, пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это — наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.
Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.
Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.
Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату — озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
Причем смысл опорных сигналов был известен лишь непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным.
Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причем весьма эффективно.
Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления школьника, так и особенностям восприятия информации.
Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.
По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:
- числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми;
- расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован;
- процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.
- статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации;
- динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации;
- интерактивная инфографика — вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
- аналитическая инфографика — графика, подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований;
- новостная инфографика — инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;
- инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.
- опиши представленного персонажа (событие);
- представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
- составь рассказ (план);
- дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.
- организация целенаправленного восприятия информации;
- запоминание информации с опорой на графические образы;
- отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;
- способ делиться знаниями и результатами исследований;
- способ обработки данных исследований;
- развитие критического мышления;
- формирование навыков функционального чтения.
По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:
По типу источника различают 3 основных вида инфографики:
В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:
- инструкция;
- памятка;
- плакат;
- путеводитель;
- статистика.
Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:
1) анализ учащимися созданной учителем инфографики;
2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).
В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировка выводов, обобщение и постановка вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:
Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на четыре вопроса:
- Как я отношусь к содержанию материала, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики поняли?
- Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?
- Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?
- Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников?
Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.
Процесс создания инфографики включает следующие этапы:
- Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.
- Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах — текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.
- Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю –обычно это неоформленные графики, гистограммы.
- Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) –презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.
Существует три типа инфографики:
- Статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов.
- Интерактивная – содержит анимированные элементы, ипользователи могут взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе
- Видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Условия использования:
В классе с ИКТ: компьютер, проектор, интернет
В классе без ИКТ: шаблон инфографики
Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающего в себя:
- Визуальные элементы
- Тексты, которые поясняют эти визуальные элементы
Описание метода:
1 шаг – Выбрать любимую учебную тему в рамках преподаваемого предмета. Сформулировать для себя проблему, которая будет отражена в инфографике, определить цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы), подумать, какой может быть идея инфографики.
2 шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подобрать текст, который будет сопровождать инфографику и нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются в вашей аудитории.
3 шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и известной.
Нарисованный древним человеком абстрактный бык вне контекста еще не инфографика, но он становится инфографикой, если на рисунке описана конкретная инструкция: сколько человек, с каких сторон заходить, как вооружаться. «Делай так, и у тебя будет бык или олень, ты его сможешь принести себе на ужин». На визуализации данных основано все египетское искусство, да и сама письменность развивается именно из-за того же желания (инфо) графически доносить смыслы — в каждом значке формулируется то или иное действие (здесь яркими примерами будут пиктографическая и идеографическая система письменности)
Инфографика обеспечивает более быстрый анализ и запоминание новой учебной информации, продуцирование содержательных выводов, так как вниманию представляется не только текст, изображения, цифры, графики, а сбалансированный визуальный ряд.
Таким образом, при визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач: передаются знания и распознавание образов, обеспечивается образное представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная деятельность, обеспечивается интенсификация обучения, повышается визуальная грамотность и визуальная культура.
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход. Современные технологии позволяют решать задачи переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.), формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.), автоматизированного контроля знаний.