«Сотрудничество учителя – дефектолога и родителей в коррекции речевых нарушений у детей»
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Совместная работа учителя-дефектолога с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно при занятиях с учителем-дефектологом, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Основные задачи:
- Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми.
- Создавать социально – психологические основы всестороннего целостного развития личности.
- Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогами.
- Развитие ручной умелости у детей
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его со стояния. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 6-7 лет:
- рисует карандашами, мелками;
- собирает постройки из девяти кубиков;
- складывает бумагу более чем один раз;
- шнурует ботинки, лепит из пластилина.
Для развития ручной умелости дети дома должны:
- разминать пальцами глину, пластилин;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки; выполнять пальчиковые игры и упражнения;
- рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;
- вырезать ножницами и составлять из различных вы резанных фигур композиции;
- вышивать, вязать;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.
- Учимся правильно дышать
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию — энергетической основы нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
Дыхательные упражнения:
Вдох и выдох носом.
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко». При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» — сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул — улетела.
Можно подуть на ватку, полоски бумаги.
Упражнение «Лодочки» — дуть на лодочку из пенопласта.
Упражнение «Футбол»— дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Подводная лодка»— пускать через соломинку воздух в стакане воды. Нужно следить, чтобы вы дох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.
Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.
Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ват ку с носа.
Упражнение «Забей гол»:
— плавный выдох, губы трубочкой;
— плавный выдох, губы в улыбке;
— плавный выдох, язык лопаткой;
— язык лопаткой, выдох толчками.
Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами. Вовремя вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.
Можно предложить более сложное упражнение. Представить, что живот — воздушный шарик, заполнить его воздухом через нос, выпустить воздух медленно и долго через нос, живот втягивать. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются. Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, — самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее. Попробуйте подышать дома с ребенком лежа — для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5—10 мин с перерывами по 1 мин каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям сна рушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями. Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи дол жен пройти хотя бы час. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, что бы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.