Суицидальное поведение

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогают избежать трагедии

На первое место среди оснований для совершения подростками самоубийства ставятся внутрисемейные конфликты из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности.

     Вторым, не менее значимым побудителем детских самоубийств называются конфликты в школе.

     Нередко испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищённости, к отсутствию стрессоустойчивости.

     По предотвращению суицидов выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика подростковых суицидов. Психологическим основанием для проведения первичной профилактики служат данные многочисленных исследований, согласно которым каждый человек при определенной подготовке способен вынести любую, даже самую тяжелую ситуацию.

     Вторичная профилактика проводится в отношении тех, кто высказывает желание покончить с собой.

     Адресатом третичной профилактики становятся подростки, предпринявшие демонстративную попытку суицида, их родители и друзья.

МОТИВЫ

суицидального поведения у детей и подростков.

 — Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

 — Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

 — Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

 — Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

 — Боязнь позора, насмешек или унижения.

 — Страх наказания, нежелание извиниться.

 — Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, ранняя беременность.

 — Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

 — Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

 — Сочувствие или подражание знакомым, героям книг или фильмов.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

суицидального поведения 

 Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

— прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
— косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;                                                                                                                        — много шутит на тему самоубийства;                                                                                                                — проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

— раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мирится с давними врагами;

 — демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде — есть слишком мало или слишком много;
  • во сне — спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде — стать неряшливым;
  • в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять  домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

— проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

  • —  социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • — живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм; личная или семейная проблема);
  • — ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
  • —  предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • — имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • — перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • — слишком критически относится к себе.

   Для  подростков  склонных  к  самоубийству  характерны   высокая   внушаемость и  стремление   к  подражанию.  Поэтому, когда  случается  одно  самоубийство, оно становится  сигналом   к  действию  для   других,  предрасположенных  к  этому подростков. Иногда  небольшие  группы  ребят  даже  объединялись  с  целью  создания некой  субкультуры  самоубийств («эпидемии  самоубийств среди подростков»).

 

Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы.

Нельзя

Можно

 — Стыдить и ругать ребенка за его намерения

— Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах

— Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

— Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида

— Относиться к ребенку формально

— Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому-то небезразлична

— Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

— Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации

— Оставлять ребенка одного в ситуации риска

— Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.

— Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

— Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями

 

Добавить комментарий