консультация
Как распознать нарушения чтения и письма?
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, стереотипны и носят стойкий характер. Вот то, что должно насторожить родителей и учителей:
В чтении:
Чтение ребёнка с дислексией можно отнести как замедленное, с остановками и неверное. Если исследовать чтение ребёнка, то можно выявить следующие нарушения: вставка в слова добавочных звуков; пропуск отдельных букв и слогов; замена одного слова другим; перестановка букв, слогов; добавление слов; пропуск слов.
На письме:
Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит. Например, «сапка» ( шапка); на письме путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам ( например, Б – П; В – Ф; С – Ш; З – Ж; Ч – Щ; Ч – ТЬ; Р – Л; Й – ЛЬ; О – У; Ё – Ю и т.д.); пишет «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит», «больит» и т.д.; пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши), «снк» (санки); переставляет местами буквы и ( или) слоги, например, «довр» (двор); не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики); вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь); слитно пишет предлоги, раздельно – приставки ( «настоле», «на ступила») и т.д. ; пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «весёлые день»). Этот вид дисграфии обычно проявляется с 3 – го класса, когда школьник, уже владеющий письмом, начинает осваивать грамматические правила. И здесь вдруг выясняется, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам; не улавливает тонких различий между буквами, и это приводит к трудностям усвоения написания букв и к неверному изображению их на письме. Например, смешивание букв с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д или букв о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, н-ю, и-ш, л-я. При дизорфографии у ребёнка отсутствует «чутьё» на орфограммы, на одной странице он может сделать от 15 до 60 ошибок. Он не может понять, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может распознать ошибку и тем более, её исправить.
Причины нарушений чтения и письма
Затруднённое чтение и произношение в данном случае не является следствием сниженного интеллекта или отсутствия потенциала к обучению. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются равномерно. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет уровень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон звукопроизношения на различных этапах развития ребёнка являются одной из базовых причин дисграфии и дислексии.
Играет важную роль и фактор наследственности, когда ребёнку передаётся недосформированность структур головного мозга, их качественная незрелость. В данном случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребёнок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Случается, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием (билингвизмом) в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие люди вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, этот фактор получил широкое распространение.
Источником неудач в письменной речи может служить несвоевременное установление доминантности одного из больших полушарий головного мозга. То есть, к моменту обучения письму и чтению у ребёнка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, а также попытках переучить ребёнка затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Фактором развития дислексии и дисграфии может явиться недостаточно сформированное пространственное и временное восприятие. По мнению психологов, в основе дислексии и дисграфии может лежать действие отрицательной связи «мать-ребёнок». Так, ребёнок, которого кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и использует ту же реакцию и в отношении интеллектуальной пищи. Сопротивление, которое он проявляет при общении с матерью, потом переносится на преподавателя в школе. Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие и речевой слух. Именно поэтому психологи, неврологи и учителя-дефектологи при работе со слабоуспевающим школьником внимательно исследуют содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Часто сниженная успеваемость ребёнка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные нарушения может только специалист.
У каждого ребёнка, страдающего нарушениями чтения и письма, свои индивидуальные проблемы. Поэтому в случае появления школьных трудностей необходимо проведение комплексной диагностики и коррекционной работы.
Учитель – дефектолог Поликарпова Зоя Васильевна