Методические рекомендации по профориентационной работе
с подростками с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по профориентационной работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии детьми подросткового возраста с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Проблемы:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями будет эффективным, если:
— разработать и реализовать программу психологического консультирования и профессионального просвещения умственно отсталых подростков, включающую психолого-педагогические условия подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.
Организационный аспект профориентации детей с нарушениями интеллекта включает:
-
выделение этапов процесса профориентации и определение
профориентационных задач, решаемых на каждом из них;
-
определение основных методических приемовпрофориента-
ции, адекватных ее актуальным задачам на выделенных этапах;
-
определение путей и средств взаимодействия между различ-
ными специалистами и учреждениями, принимающими участие в
профориентации.
Традиционно выделяют следующие этапы профориентации,
специфика которых принципиально обусловлена своеобразием решаемых на каждом из них задач:
-
предварительный этап профориентации (ПЭП);
-
диагностический этап профориентации (ДЭП);
-
формирующий этап профориентации (ФЭП).
На предварительном этапе профориентации решаются задачи подготовки общей психологической, социально-психологической базы для дальнейшего профессионального определения. В ходе ПЭП у учащихся должна формироваться потенциальная готовность к адекватному профвыбору, готовность к активному участию в самом процессе профориентации. К основным задачам ПЭП следует отнести:
-
формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом;
-
развитие общетрудовых качеств и навыков, которые важны для успешности в любом виде труда (например, навыков общения, самоконтроля)
-
формирование базовых социальных ценностей, норм и правил поведения;
-
формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки.
В целом ПЭП преследует цель максимально возможного всестороннего развития личности, создания потенциальных возможностей для успешной социальной и профессиональной адаптации.
При этом реализация ПЭП не подразумевает использования каких-либо специфических методических приемов, профориентационных методик, а будет ограничиваться традиционными приемами коррекционной педагогики, специальной психологии, методами трудового воспитания.
Диагностический этап профориентации решает задачи по выяв- лению индивидуальных способностей, возможностей детей освоить те или иные виды трудовой, профессиональной деятельности. При этом его результаты должны позволить, в конечном счете, решить задачу оптимального (соответствующего индивидуальным возможностям ребенка) профподбора, исходя из объективных диагностических данных.
Сама же диагностика должна быть в данном случае максимально комплексной и включать в себя элементы медицинской, психологической и психофизиологической диагностики, так как практически любая трудовая деятельность предъявляет те или иные требования именно к этим системам человека. Другими словами, определение показаний и противопоказаний к различным видам трудовой деятельности на ДЭП целесообразно осуществлять на основании анализа соответствующих медицинских, психологических и психофизиологических параметров в сравнении с соответствующей профессиографической информацией.
Использование экспериментальных методик для решения профориентационных задач следует признать целесообразным при достижении детьми 14-15-летнего возраста. Результаты диагностики на более ранних возрастных этапах интерпретировать в интересах профориентации следует крайне осторожно. Хотя, безусловно, вся коррекционно-развивающая работа в течение всего периода обучения в школе должна строиться на основе клинико-функциональной, психологической, социальной и педагогической диагностики, которая должна периодически проводиться сначала в целях формирования программы коррекционной работы, а затем контроля за ее выполнением и ее коррекции.
На ДЭП необходимо решать не только задачу объективного профподбора. Его итоги должны способствовать повышению адекватности осознания учащимися своих физических, психологических и психофизиологических возможностей иповышать адекватность профессионального самоопределения, профвыбора.
Формирующий этап профориентации (ФЭП) решает конкретные задачи:
-
развитию установок, мотиваций учащихся именно на показанные им виды трудовой деятельности (показанные исходя из результатов диагностики);
-
развитию у учащихся таких качеств (физических, психологических, социальных), которые имеют важное значение для их успешности в показанных им видах трудовой деятельности;
-
сглаживанию, ликвидации неадекватных установок, мотиваций, отношений учащихся к показанным им видам трудовой деятельности;
-
содействию учащимся в осуществлении адекватного профвыбора.
ФЭП, с одной стороны, решает задачи по развитию, закреплению тех качеств у учащихся, которые позитивны относительно их адекватного профвыбора и возможности овладения показанным им видом трудовой деятельности. С другой стороны, ФЭП решает задачи по коррекции тех качеств у учащихся, которые имеют негативное значение.
Формы работы с родителями в аспекте профориентации детей
с интеллектуальной недостаточностью
7 – 10лет — формирование у родителей адекватного отношения к заболеванию ребенка:
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей —информирование, консультирование;
• работа с родителями по преодолению психологической травмы в связи с фактом инвалидности ребенка — психотерапия (индивидуальная, групповая);
• психологическая помощь при нарушении стиля семейного воспитания: гиперопеке, «фобии утраты ребенка», открытой или скрытой эмоциональной депривации эмоционального отвержения ребенка) — консультирование, психотерапия индивидуальная, групповая, семейная).
12–13 лет — формирование у родителей адекватных профплановотносительно ребенка:
• ознакомление родителей с результатами психологического и профориентационного обследования ребенка — информирование, консультирование;
• выработка у родителей адекватной позиции в отношении профнамерений и профпланов подростка в соответствии с его реальными возможностями — консультирование (индивидуальное, групповое).
14–16лет — взаимодействие с родителями по формированию иреализации профпланов ребенка:
• ознакомление родителей с результатами трудового обучения и профильной трудовой подготовки подростка — информирование;
• ориентация родителей на конкретные виды профдеятельности, доступные их ребенку, — консультирование, информирование;
• консультирование родителей по оказанию помощи ребенку в коррекции, формировании и реализации профпланов — консультирование, информирование;
• формирование продуктивных детско-родительских отношений — семейнаяпсиходрама.
16–18 лет — психологическая поддержка устойчивых детско-родительских отношений, помощь в реализации профплановребенка — консультирование, информирование.
В широком смысле диагностика в коррекционных школах осуществляется постоянно, начиная с первых лет обучения. Но к профориентациона имеет лишь косвенное отношение, психодиагностика отслеживает динамику физического и психического развития детей. Она в данном случае имеет профориентационный смысл постольку, поскольку характеризует особенности психологических механизмов деятельности ребенка, в то время как трудовая, профессиональная деятельность является ее частным вариантом.