Независимая форма аттестации
До итогового ЦЭ осталось пару месяцев. Выпускники уже должны определяться с предметами, которые будут сдавать в мае. Параллельно они готовятся и к ЦТ. Нюансы обсудили с директором Национального института образования Валентиной Гинчук.
— В чем преимущества того, что ЦЭ схож с ЦТ по форме проведения?
—Во-первых, централизованный экзамен совмещает в себе выпускной и вступительный. Во-вторых, это освобождает школьников от подготовки к разным формам испытаний. До этого года учащиеся 11-го класса сдавали выпускные экзамены по белорусскому или русскому языку в форме изложения, по математике — в форме контрольной работы, по истории Беларуси и иностранному языку — в устной форме по экзаменационным билетам. А затем для поступления в учреждение высшего образования — три вступительных экзамена в форме ЦТ, в том числе по русскому или белорусскому языку. Очевидно, что с введением ЦЭ снижается учебная нагрузка на выпускников средней школы.
— Насколько новшества помогут объективно оценить знания детей?
— До введения ЦЭ выпускные экзамены за курс средней школы одиннадцатиклассники сдавали в своем учреждении образования. Принимали экзамен педагоги, которые учили их в течение нескольких лет. При всем стремлении к объективности учитель-экзаменатор оценивал наряду с образовательными достижениями выпускников и свою работу. ЦЭ, как и ЦТ, будет внешним по отношению к учреждению общего среднего образования. Это будет независимая форма итоговой аттестации.
—Что предлагают ребятам школы дополнительно в плане подготовки к предстоящей проверке знаний?
— В учреждениях общего среднего образования традиционно организуется системное повторение ранее изученного учебного материала. Также можно использовать обобщающие факультативные курсы по учебным предметам, учебные программы которых размещены на национальном образовательном портале. Там же есть методические рекомендации для учителей по составлению и оцениванию тестовых работ по математике, русскому и белорусскому языкам. На сайте РИКЗ размещен открытый банк тестовых заданий по этим учебным предметам. Получить целостное представление о тесте ЦЭ и ЦТ можно и во время репетиционного тестирования.
— Будет ли спрос на услуги репетитора? И реально ли подготовиться к ЦТ самостоятельно?
Я – сторонник самостоятельной подготовки учащихся к экзамену. Вижу в самом процессе подготовки важное условие формирования и совершенствования умения учиться. Это важнейшая компетенция современного человека. Считаю, что подготовка к выпускному экзамену – это испытание, которое выпускник средней школы должен уметь преодолеть самостоятельно. Да, это потребует от него силы воли, усидчивости, умения планировать свою работу и контролировать ее результаты. Но выпускник средней школы, освоивший эту компетенцию, будет более успешным во взрослой самостоятельной жизни.
Можно предположить, почему некоторые родители предпочитают нанимать для детей репетиторов. Во-первых, это модное поветрие. Во-вторых, некоторые взрослые уверены, что без помощи школьник не сдаст хорошо выпускные экзамены. Обращает на себя внимание факт: когда ребенок ходит к репетитору, родители начинают спрашивать с него более строго, ведь они деньги заплатили. Школьник обязан теперь все учить и знать. Но если бы родители спрашивали так за обучение в школе, то ребенок учился бы тоже старательно. В-третьих, некоторые отцы и матери не могут или не хотят уделять время собственным детям, например, проверять выполнение домашнего задания, подсказывать, как организовывать учебный труд.
Хочу подчеркнуть, что во все времена лучшей заботой о своем ребенке являлось формирование у него тех личностных качеств и компетенций, которые помогут ему быть успешным в самостоятельной жизни.
— Каким будет уровень сложности тестов?
—В тесте для проведения ЦЭ увеличилось количество заданий части В, в которых нужно самому конструировать краткий ответ. То есть сначала надо выполнить определенное решение, а ответкак результат этих действий записать в бланк. Часть А — задания с выбором правильного ответа из предложенных, — соответственно, уменьшилась.
У одиннадцатиклассников, сдававших обществоведение, мы спрашивали о сложности заданий и их соответствии содержанию учебных пособий. Ребята отмечали, что в их учебниках есть ответы на все вопросы тестов. Это очень важно. Подходы к структуре и уровню сложности заданий определены. Принципиальных изменений не будет.
Выборка показала
В Минобразования рассказали, чтобы сравнить, насколько результаты репетиции соотносятся с итоговыми отметками выпускников за вторую четверть, сформировали выборку из 4,4 тысячи одиннадцатиклассников. Сюда вошли учащиеся Минска, Витебска, Борисовского, Могилевского и Лидского районов. В среднем по всем учебным предметам у 28,82 % участников выборки результат по десятибалльной шкале полностью совпал со школьной отметкой. У 38,66 % — результат РЦЭ оказался хуже школьной отметки за вторую четверть, у 32,43 % — лучше.
Результаты показали, что, несмотря на некоторое уменьшение уровня сложности экзаменационных материалов, тест не стал простым для большинства участников. При этом представленные на РЦЭ тестовые материалы остались сбалансированы по уровню сложности для проверки знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых) и оказались доступны и выполнимы для всех категорий учащихся.
Повторение пройденного
Директор лицея БГУ Анна Чубарова отмечает, что у них есть курсы для подготовки к централизованному экзамену и тестированию. И поскольку специфика подготовки к ЦЭ не отличается от подготовки к ЦТ, то занятия совмещенные:
— Для наших ребят они бесплатные. А вот выпускники других школ могут пройти эти курсы уже на платной основе. Стоимость обучения по одному предмету в весеннем семестре составляет чуть более 700 рублей. Занятие проходит раз в неделю по 4 академических часа.
Заместитель директора по учебной работе Боровлянской средней школы № 2 Зинаида Семенихина подчеркивает, что у них сформированы три профиля: физико-математический, филологический, химико-биологический. Помимо этого, есть факультативы, которые открывались в начале года с учетом запроса детей:
— Как правило, в 11-м классе все целенаправленно выбирают факультативы по тем предметам, которые им нужны для сдачи экзаменов. Ведь ребенок может не знать, в какой вуз или на какую специальность он будет поступать, но в каком направлении ему двигаться, как правило, многие начинают определяться с 9-го класса.
В большинстве своем на факультативах идет повторение программы. Но материал учителя подбирают с учетом того, что подопечные будут сдавать экзамены в формате теста. По сути, методика не поменялась, говорит Зинаида Семенихина:
— Ведь мы много лет готовим детей к ЦТ. Сейчас, так как выпускные экзамены приобрели иной формат, мы больше не делаем упор на написание изложения. Либо же по математике: если раньше в письменной работе нужно было расписать решение задач, то в тесте важна скорость получения конкретного результата. Поэтому мы готовим детей к тому, что надо уложиться во время и решить много заданий. То есть упор идет на переключение с темы на тему и получение быстрого и правильного ответа.
КОМПЕТЕНТНО
Юрий Миксюк, директор Республиканского института контроля знаний:
— ЦЭ — новый опыт и для нас. Такой подход, когда одновременно сдаются все предметы, предъявляет определенные и технологические, и технические требования, требования к планированию, а также необходимость гарантировать информационную безопасность. На репетиционном централизованном экзамене сложности были связаны с тем, что задействовано очень много пунктов и участников, привлечено много педработников, которых необходимо было обучить, чтобы они обеспечивали строгое соблюдение всей процедуры экзамена.
Что касается проверки заданий, почему требуется больше времени, есть такая процедура — верификация. Она делается в интересах учащихся, поскольку программное обеспечение не гарантирует стопроцентное качество перевода рукописного текста в электронный формат. А верификаторы помогают машине разобрать «каракули» в бланке, удаляют оплошности, например, если абитуриент случайно чиркнул ручкой, чтобы компьютер не засчитал ему неправильный ответ.