Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

     Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопроизношение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».

 

Родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны вовремя обратиться к дефектологу и строго выполнять все его указания. Задача дефектолога – поставить звук, автоматизировать (ввести в речь) его в слогах, словах. С физиологической точки зрения этап введения звука в речь представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Поэтому, чем чаще заниматься с ребенком, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Часто того количества занятий в ПКПП с ребенком в неделю недостаточно. Никакая самая тщательная работа дефектолога не исключает необходимости помогать дома детям, правильно произносить те или иные звуки. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

При работе с детьми дома необходимо учитывать следующее:

  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях.
  • Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка.
  • На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • Ежедневно проговаривать то речевой материал, который дает дефектолог и следить за правильным произношением поставленного звука в самостоятельной речи ребенка;

 

  • У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае не нужно фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

 

Исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте своего ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи — это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: есть терпение – будет и умение!

Добавить комментарий