Речевая готовность. Трудности первоклассника с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу, что бы в первом классе не испытывать трудностей в обучении?
Общий кругозор: (слайд1)
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Свой возраст.
- Имя и отчество родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Речевая готовность: (слайд2)
- Произносить все звуки речи.
- Выделять звук в слове.
- Выделять заданный звук в потоке речи.
- Определять место звука в речи (в начале, в середине, в конце).
- Произносить слова по слогам.
- Составлять предложения из 3-5слов.
- Называть предложении только 2-е слово, только 3-е слово и т.д.
- Использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – животные).
- Составлять рассказ по картинке.
- Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение).
- Читать наизусть любимые стихотворения.
- Последовательно передавать содержание сказки.
Трудности первоклассника с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
Письмо и чтение они параллельно развиваются и для их формирования нужны одни и те же факторы (слайд3). Разница лишь в том, что — то запускается раньше в чтении, что- то в письме, но они очень тесно переплетаются друг с другом. И очень часто наблюдаются ситуация, когда существует проблема у ребенка и в чтении и в письме. Если посмотреть на пирамиду, то можно увидеть, что чтение и письмо развиваются из одних и тех же предпосылок, пересекаются между собой и также работают нейропсихологические факторы часть пересекается, часть видоизменяется и т.д. Но все же есть разница между чтением и письмом есть. Чтение это более экологичный навык, требует от ребенка меньше энергетических затрат: мы можем читать стоя, сидя, можем отвлечься и образы не потеряются так быстро, как потеряется образ слова которое пишет рука. Письмо с самого начала является осознанным актом для ребенка. В нем активно включаются глаза и рука. Поэтому письмо более энергозатратно для нашего организма. Поэтому нейропсихологи рекомендуют чтобы ребенок приходя в 1 класс умел читать.
Предпосылки чтения и письма: (слайд4)
- Нейродинамика (слайд5) (отвечает за «рабочий фон» нервной деятельности: тонус, активность, работоспособность и утомляемость, включение в работу. Снижение показателей НД делает невозможным полноценное функционирование ВПФ, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоконтролю. Вторичное наслоение: лень и плохое поведение. Т.е. сравнить Гм с телефоном, то нейродинамика это внутренний аккумулятор,батарейка. Если заряд, электричество будет, то телефон работает. Нет питания, мозг энергию будет экономить, и расходовать её для выживания, а не осваивать что-то новое. Т.е. если энергии не хватает организм будет обеспечивать биологические потребности, а не умственные.
Как поддерживать нейродинамику, где добывать энергию. Энергия — питание, сон, кислород т. е. прогулки на свежем воздухе, положительные эмоции, соблюдение режима дня. Режим позволяет нервной системе не перегружаться, качественно отдыхать ребенку, а значит, помогает снизить переутомление, истерики, раздражительность. Недостаток сна влияет на мозг (слайд 5). Нейроны теряют пластичность и уже не могут создавать новые связи, необходимые для работы памяти, поэтому усталые дети не в состоянии запомнить, то что проходили пять минут назад.
Фонематический слух (основа для чтения и письма). Без участия фонематического слуха ни один вид речевых навыков не приобретается. В различной степени он присутствует во всех видах речевой деятельности.
- Кинестетический фактор
- Переработка зрительной информации
- Пространственные представления
- Серийная организация (вижу, произношу, пишу)
- Программирование, регуляция, контроль
Фонематический слух (восприятие) (слайд6)– способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка. Он участвует в понимании слов с конкретным и обобщенным значением, фраз, речевого потока на слух. При недостаточной сформированности фонематического слуха могут возникнуть ошибки: (слайд7)
- Связанные с неправильным звукопроизношением. Ребенок читает и пишет как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова корова – койова, колова.
- Смешение фонем (звуков) по акустическому сходству. Ребенку трудно распознать звуки близкие по звучанию.
На слайде показаны звуки, близкие по звучанию, которые могут смешиваться как в устной речи, так и на письме. При этой форме нарушения особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Например: тубло (дупло). Сюда же относятся и неправильное обозначение мягкости согласных на письме в следствие нарушения различия твердых и мягких согласных (конки -коньки, лубит -любит).
- Родители радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонематической стороны речи может привести к пропуску букв с слогов, к не дописыванию слов.
Этапы развития фонематического слуха: (слайд8)
Фонетический слух проходит разные стадии созревания. Базовая основная часть:
- Формирование произвольной регуляции психической деятельности.
- Формирование неречевого слухового восприятия с опорой на смысловой подход.
- Формирование образов-представлений слов.
- Формирование речевого слухового гнозиса с опорой на слуховой подход
- Формирование фонематического слуха
Связь с образом и представлением. Что же это? Это называется так и выглядит вот так. (слайд9)
Формирование образов -представлений слов
- Дать определение предмета, живого существа, явления;
- Описать сенсорные компоненты (какой, какая, какое)
- Дать когнитивную характеристику (для чего нужно, какая польза)
- Сравнить с другим предметом из этой же категории. Взять любые карточки тянем карточку. Что это? Бабочка – насекомое. Какая бабочка? (лёгкая, разноцветная) Бабочка какая польза от бабочки? Бабочки собирают нектар с цветов и тем самым участвуют в опылении растений. Это корм для птиц. Чем отличается бабочка от мухи или от стрекозы?
Что общего? (видео)
- Игра «Имена» (слайд9)
Инструкция: хлопнуть, услышав имя.
Взрослый объясняет ребенку: «Я буду называть различные слова, а ты, как только услышишь имя мальчика или девочки, сразу хлопни в ладоши»
Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
Игра «Азбука мурррзе»
Основана на количестве слогов в словах. Каждый слог отбивается ударом ложки о стол, а число ударов определяет слово. Игра помогает почувствовать слоговую структуру слова. Это хорошая тренировка перед тем, начать читать и писать.
Игра «Фефекты фикции»
Игра направлена на комплексное развитие речи и интеллекта. В этой игре ребенок учится не только произносить звуки правильно, но и изучает новые слова, активно использует воображение, развивает память.
Игра «Чумачечий квест»
На развитие навыков чтения.
Игра «Калейдос» Найти, увидеть на картинке как можно больше слов на определенную букву.
Игра «Языколом» На карточках написаны забавные имена,географические названия, фразы на иностранных языках и смешные русские скороговорки. Необходимо как можно точнее и быстрее произнести что выпало на карточке. Это игра на артикуляцию и память.
Игра «Слово за слово» — Бросаем кубики, надо придумать слова, которые начинают на одну из выпавших на кубиках букв.
Подготовлено к собранию родителей будущих первоклассников учителем-дефектологом Служеникиной Ольгой Викторовной. 13.05.2021