Психологическая готовность первоклассников к школе
Наступает момент в жизни любого родителя, когда недавно еще малыш, скоро станет первоклассником… И начинается активная подготовка к школе. Что чаще всего под этим понимается? Интеллектуальная подготовка. Будущий первоклассник уже научился читать, считать, и родители думают, что ребенок в школе будет успешным, но… часто начинают возникать в школе различные трудности.
Многие родители не знают, что сегодня в современном мире есть понятие «психологическая готовность к школе». Давайте узнаем об этом подробнее.
Составляющие психологической готовности:
Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами ).
Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.
Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками
Интеллектуальная готовность
Ребенок готов воспринимать и усваивать новую информацию, если он:
- имеет соответствующие возрасту память, внимание, словесно-логическое, образное и аналитическое мышление;
• ориентируется в пространстве: знает, как дойти да школы/магазина и обратно вернуться домой;
• имеет развитую речь, богатый словарный запас, грамматически правильно строит предложения;
• обладает необходимой базой знаний об окружающем мире и жизни в обществе;
• может рассказать о себе и своей семье, знает адрес и данные родственников;
• любознателен: всем интересуется, хочет узнавать новое;
• способен анализировать информацию: сравнивать и обобщать, выделять главное и несущественное, классифицировать предметы по категориям «посуда, мебель, одежда и т.д.»;
• умеет рассуждать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи «если–то, потому что, поэтому»;
• рационально подходит к действительности, меньше фантазирует;
• применяет все имеющиеся знания для решения задач;
• умеет планировать деятельность.
А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.
Как развивать:
— Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
— Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Личностно — социальная готовность
Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Личностно — социальная готовность считается высокой, если ребенок:
- стремится общаться со сверстниками, пытается с ними подружиться;
• умеет устанавливать и поддерживать контакт с людьми, действовать совместно с ними;
• поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая;
• умеет смотреть на себя со стороны и просчитывать последствия своих поступков;
• толерантен: умеет уступать в споре, делиться своими вещами;
• умеет защищаться, но не проявляет агрессии, ищет миролюбивые выходы из ситуации;
• соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди;
• готов активно участвовать в жизни детского коллектива;
• понимает и признает авторитет учителя, воспитателя, родителей, готов подчиняться требованиям взрослых;
• не боится обратиться за помощью к старшим;
• способен идти за лидером или проявить лидерские качества.
Низкий уровень социальной готовности мешает ребенку адаптироваться в коллективе, препятствует обучению.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Как развить:
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Мотивационная готовность
Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Ребенок готов к школе, если:
- ощущает себя самостоятельной личностью;
•имеет сформированный характер и внутреннюю позицию;
•обладает нормальной самооценкой;
•самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
•активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
• имеет сформированное эстетическое и нравственное чувство.
Как развить:
Формируйте положительное отношение :
— к школе,
-учителю,
-учебной деятельности,
-к самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.
Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально — волевая готовность
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Сформировать эти качества можно только через игру !!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Волевая готовность предполагает, что ребенок:
- с радостью ожидает поступления в первый класс;
• имеет нравственные установки, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо;
• умеет управлять своим настроением и поведением;
• позитивно относится к себе, другим детям, педагогам, «схватывает» настроение человека;
• усидчив и сосредоточен: может долго и внимательно слушать взрослого, выполнять задания, не отвлекаясь на другие дела и предметы;
• способен подчинять собственные мотивы, интересы и желанияколлективным;
• может выполнять задание учебной программы, которое ему не по душе;
• настойчив и организован: способен напряженно трудиться, преодолевать сложности, делать то, что требует учитель;
• дисциплинирован, способен соблюдать режим школьной жизни;
• принимает цели учебной деятельности, положительно относится к ним;
• стремится достичь высоких отметок и похвалы, хочет стать отличником или хорошистом;
Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.
Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.
И важно то, что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», » учитель злой » и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.
Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.
Психологически не готовый к школе ребенок:
— Проявляет мало инициативы
— Не может включиться в общий режим работы класса
— Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
— Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Работоспособность ребенка во время занятий
Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.
Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.
Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что -то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Педагог-психолог С.А. Барилко
13.05.2021