Консультация

10 причин, почему музыкой заниматься полезно

          Существует довольно распространенное мнение о том, что музыка – это милое и чаще всего безобидное хобби. Что в девочках занятия музыкой развивают эстетическое восприятие мира, а мальчиков лучше отдать в спортивную секцию или занять интеллектуальной деятельностью, что во взрослом возрасте поздно осваивать музыкальные инструменты и нотную грамоту, что люди могут не понять вашего стремления и куча других предрассудков. Постараемся развеять эти мифы, показав, что музыка не только учит мыслить и воспринимать иначе, но и развивает много полезных качеств личности, и что начать заниматься музыкой никогда не поздно.

Психолого-педагогические исследования показали что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Занятия музыкой стимулируют работу мозга. Музыка наиболее абстрактна и структурирована, если сравнивать ее с другими видами искусства. Поэтому, занимаясь ею, легче развить мыслительные навыки, которые пригодятся при любой умственной работе.

В чем польза для детей?

  1. Оптимизация работы мозга. Различные исследования показали, что занятия музыкой положительно влияют на интеллектуальный рост детей и в целом на работу мозга. В итоге, это приводит к лучшему выполнению любой работы, а значит, находит практическое применение в обычной жизни.

Как музыка влияет на мозг? Во время занятий согласуется работа обоих полушарий мозга, происходит постоянный обмен информацией между ними, чередование в их работе. Обычно у человека доминирующим является одно полушарие мозга и, соответствующая ведущая рука. Когда неведущую руку заставляют работать наравне с ведущей, то второе полушарие мозга активно включается в работу. Такой натренированный мозг обрабатывает информацию быстрее, а значит и более эффективно работает.

  1. Развитие мелкой моторики. Любой родитель знает, насколько важно развивать мелкую моторику детей. Так вот у музыкантов увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей в мозг информацией от органов чувств. Особенно это связь выражена у тех, кто начал заниматься музыкой с 7 лет.

Почти все музыкальные инструменты требую работы пальцев, игра на них не может сравниться по эффективности ни с какой гимнастикой. Особо сложные и эффективные в этом отношении инструменты – это фортепиано и аккордеон (или баян), так как при игре на них задействованы обе руки. При игре на скрипке, гитаре и других струнных инструментах обе руки задействованы неравномерно.

  1. Развитие речи. В музыке тоже могут быть интонации, предложения и фразы. Этим она очень похожа на речь. При занятиях музыкой ребенок знакомится с ее свойствами, структурой, интонациями и выразительностью, и его речь становится более грамотной, структурированной и выразительной. Музыкант тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
  2. Работа с дыханием. Техника правильного дыхания при пении тренируется с первых занятий и остается на долгие годы. При грудобрюшном типе дыхания диафрагма и легкие работают поочередно, что благотворно сказывается на их работе. Даже врачи рекомендуют игру на духовых инструментах и пение астматикам и больным хроническим тонзиллитом. Пение развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких.
  3. Развитие математических способностей. Удивительно, но факт: занятия музыкой и математикой схожи содержательно и психологически. Поэтому занимаясь музыкой, развиваются и метаматематические навыки. Мелодия, ритм, гармония, лад – эти составляющие музыки имеют четкую структурную организацию, в чем и схожа с математикой. Понятия кратности и длительности звуков помогают лучше понять дроби, пропорции и т.д.
  4. Помощь при легких формах заикания. Конечно, не стоит рассматривать пение как 100% средство лечения заикания, но при легких формах оно очень эффективно. Это связано с тем, что при заикании ребенок не может ровно произнести первый слог слова, а при пении акцент на первом слоге сглаживается. Если ребенок поет в хоре, то он подстраивается под других детей, к тому же его ошибки в речи не слышны при хоровом пении, а это может быть дополнительным психологическим позитивным фактором.

7.Развитие эмоционально-чувственной сферы. Музыка помогает раскрыть содержание эмоций, воплотить настроение, показать его в развитии и динамике. Музыка способна восполнить недостаток эмоциональной составляющей у современных детей, научить их сопереживать, сделать более чуткими по отношению к другим людям.

  1. Развитие пространственного мышления, связанное с выполнением обеих рук различных функций одновременно. А также развитие многозадачности, когда при чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом, контролировать настоящее, и думать о будущем.
  2. Развитие памяти. Помимо того, что занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное), они еще и используют все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную), что позволяет тренировать ее.
  3. Развитие физиологического слуха. При развитии музыкального слуха более тонким становится и физиологический слух, так как улучшается реакция мозга на звук.

 

Добавить комментарий