Хатынь — символ трагедии белорусского народа

22 марта 2022 года для учащихся 1-6 классов состоялся единый урок «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященный 79-й годовщине трагедии в Хатыни

Дзінь-дзінь, дзінь-дзінь-дзінь…

Што гэта звініць, Хатынь?

Тут звінелі сініцы i палазы,

i звінелі жаўранкі ў паднябессі.

Тут звінелі дзіцячыя галасы,

тут звінелі дзявочыя песні.

Тут звінела пчала, i звінела піла,

i звінела каса, i звінела даёнка,

i звінелі, на радасць усяго сяла,

тут вясельныя бомы звонка.

А. Вярцінскі. «Што гэта звініць, Хатынь?».

 Вот в такой весенний день 22 марта, только 79 лет назад, в мирную Хатынь нагрянул отряд карателей. Они схватили жителей деревни, согнали в сарай и подожгли. Тех, кто пытался вырваться из пламени, сразили пули карателей. Солнце померкло в дыму, угасли жизни мирных людей. Тех, кто мог и хотел жить, растить хлеб, воспитывать детей. Их не стало. Не стало целой деревни! Для Хатыни время остановилось, замерло болью и горем.

Звіняць, як калісь, на ўсю сваю сінь

сініцы і жаўрукі.

Але не чуе ніхто ix «дзінь-дзінь»,

ніхто не глядзіць з-пад рукі.

Узялі ў Хатыні слых,

зрабілі глухімі ўсіх.

Узялі ў Хатыні зрок,

далі Хатыні змрок…

Стаяць, як калісь, усцяж каміны

там, дзе былі двары.

Але не дымяць, а звіняць яны,

звіняць ад зары да зары.

А. Вярцінскі. «Што гэта звініць, Хатынь?»

 В тот день в Хатыни в огне погибло 149 человек, из них 75 детей. Изуверы не пожалели даже самых маленьких детей. Погибли семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца.

Прослушивание песни «Каждый четвертый» (музыка: Тихон Хренников; слова: Михаил Матусовский) :

Ой как летели птицы высоко
Сквозь непогоду и темноту.
Каждый четвертый на небе сокол,
Каждый четвертый сбит на лету.

Разве забудешь грозные ночи
Раненых веток стоны листвы
Каждый четвертый в роще дубочек,
Каждый четвертый в бурю погиб.

Звук этой песни, песни грустной
Вечно со мною, вечно во мне.
Каждый четвертый из белорусов,
Каждый четвертый пал на войне.

Во время трагедии выжили только шесть человек. Троим детям – Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.

Знакомство с мемориальным комплексом «Хатынь» с использованием видеоролика.

Обсуждение вопросов:

Почему памятник так назван? Какие эмоции он передаёт? Как выражена боль утраты и великая сила духа белорусского народа?

Деревень, разделивших судьбу Хатыни, в нашей республике очень много. В них от рук фашистов погибли мирные люди. Это и есть проявление геноцида белорусского народа. Наша страна оплакивает каждого четвёртого своего жителя, а, по вскрывшимся в ходе расследования злодеяний фашистов на территории нашей республики, каждого третьего.

На братской могиле мемориального комплекса  «Хатынь» написаны слова:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Какой главный наказ дают нам павшие? Как мы можем это сделать? Лейтмотивом завершающей части занятия становится мысль о том, что такие трагедии заставляют нас задуматься, как мы живем в этом мире, что несём в него своими взглядами, словами, поступками. Выполняя наказ павших, мы должны сберечь мир на земле, относиться друг к другу с уважением и пониманием ради мира на Земле.

Учащиеся прочитали про себя ответ живых погибшим :

«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею».

Какие чувства передаются в этих словах? Какие интонации приемлемы при чтении? После подготовки учащиеся торжественно стоя читают эти слова.

Обсуждение вопросов: «Так о чём звонят колокола Хатыни?». Учащиеся рисуют в память о погибших жителях Хатыни колокольчики и вывешивают их на доску.

Обсуждение вопроса «О чем бы вы хотели, чтобы напоминали звуки колокольчиков?»

Прослушивание фрагмента музыкального произведения «Молитва».

Добавить комментарий