Как родителям повышать учебную мотивацию школьников
Обратите внимание на то чувство, которое вы испытываете, когда ваш ребенок не хочет заниматься учебной деятельностью. Он употребляет словосочетание «не буду», «не хочу», «отстань». Те же чувства испытывает, и ваш ребенок. Попробуйте понять причину этих чувств.
Чувство | Причина (с позиции ребенка) |
Раздражение | Отсутствие достаточного необходимого внимания |
Гнев, злость | Самоутверждение, признание себя, как личности, право решать свои дела. |
Обида | “Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо”. Месть за: неверие в мои силы и возможности; сравнение с другими; унижение в кругу семьи; потерю родителя во время развода; появление нового более значимого человека в нашей семье; несправедливое отношение ко мне, невыполнение обещаний; родительскую ложь; отдали в такую школу, которую каждый день “критикуете”. |
Отчаяние, безнадежность, стопор | Переживание своего неблагополучия. |
Чувство | Исправления |
Раздражение | Оказываем ребенку положительное внимание; становимся более внимательными к его обращениям – желательно сделать реакцию с первого обращения ребенка; планируем совместные мероприятия, игры, походы, прогулки – где все внимание на нашем совместном взаимодействии… (Пойдем вместе что-либо сделаем, затем сделаем уроки) |
Гнев | “Уменьшаем” свою включенность в дела ребенка; даем ему возможность самостоятельно справляться со своими делами, подбадривая; можем обращаться за советом… (Ты молодец! Вчера ты хорошо справился, отдохни и когда будешь готов – приступай!) |
Обида | Понимаем причину обиды, какая боль у ребенка – исправляем причину. Приносим извинение за причиненную боль; рассказываем о своем негативном опыте и каким образом из “него выходили”; меняем школу или перестаем плохо говорить о школе и педагогах; стараемся исполнить свои обещания… |
Отчаяние, безнадежность | Перестать предъявлять завышенные свои требования; сбросить на “ноль” свои ожидания и претензии; разобраться в причинах его неуспешности; найти способности и развивать их; найти тот минимум с которым он справляется и двигаться вперед; провести медицинское обследование; обратиться к специалистам… |
Памятка для родителей
- Не отмечать более одного недостатка в минуту. Говоря ребенку о его недостатках, чувствуйте меру, иначе он станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который, на ваш взгляд, необходимо ликвидировать в первую очередь, и помогайте ребенку бороться с ним.
- Сравнивать сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
- Не скупиться на похвалу. Следует выделить из потока неудач крошечный островок, зацепиться за соломинку успеха, и – образуется плацдарм, с которого можно вести наступление за незнание и неумение.
- Сравнивать достижения. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
- Учите ребенка жить в коллективе, преодолевать трудности.
- Обеспечьте соблюдение ребенком режима дня.
- Не допускайте подавления личности ребенка, угроз, физических наказаний, чрезмерной опеки.
- Не оправдывайте свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени: ребенок должен видеть вашу заинтересованность.
- Контролируйте учебу своего ребенка, учитывая при этом его индивидуальные особенности.
- Осуществляйте постоянный контакт со школой, интересуйтесь требованиями, предъявляемыми учащимся.
- Приучайте ребенка готовить домашнее задание, несмотря на возникающие у него затруднения.
- Учите ребенка управлять собственным поведением.
- Опирайтесь на сильные стороны личности ребенка. ,
- Верьте в ребенка, сочувствуйте ему.
- Создавайте дома обстановку уважения и дружелюбия.
- Помните: успех вскармливает успех. Лучший источник учебной мотивации для неуспевающего ученика — сознание того, что его усилия принесли результат.
- Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
- Поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома.
- Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
- Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
- Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
- Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
- Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
- По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
- Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
- А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
Возможные причины отказа от учебной деятельности:
- Ребенок начал врать (двигатель страх наказания).
- Я не понимаю предмет (помочь разобраться, взаимодействие с педагогом).
- У меня ничего не получается (разбить на короткие задания, отдых, продолжение).
- Надо мной смеются (глупый, нет крутого телефона)( научиться безболезненно реагировать. Не одноклассники надо мной смеются, а я слишком болезненно реагирую на то, что мне говорят, работать над собой. Учите уверенно выражать собственное мнение).
- Со мной не общаются в классе (разобрать причины).
- Я стараюсь, стараюсь, а никто этого не замечает.(критерии оценивания разобрать вместе с педагогом, жизненные примеры).
- Я устал, у меня нет сил (восполнение витаминов).
- Я не хочу учиться (не хочу или не могу) (объясняем цель, ближайшую и отдаленную, мозг как мышцы надо развивать, рисуем, наглядно-образное мышление, отдаленная- возможность работать на интересной работе).
Алгоритм действий родителей в ситуации, когда ребенок не хочет учиться или …
- Успокоиться, помнить ребенок слышит только повышенный тон, а не смысл слов (выпить стакан воды, выйти на свежий воздух, дыхание на счет 7-11).
- Понять причину, по которой ребенок не хочет учиться через наши чувства.
- Подготавливаем беседу с ребенком.
- Разговариваем.
- Выясняем причину (в каких областях она лежит).
- Разбираемся в причине и выстраиваем дальнейший план действий во времени.
- Реализовываем план. Вносим коррективы, если что-то не так.
- Смотрим на результат.