Подготовка к школе

Родителям: подготовка к школе самостоятельно

 

Мы идём в 1й класс! Это волнительное событие и для ребёнка, и для его родителей. Это новый этап жизни для всей семьи и, конечно, очень важно вступить в него уверенно и радостно. Чем можно помочь будущему первокласснику? Какие навыки помогут быть успешным, чтобы  получать радость от обучения?

Психологи говорят о физической, психологической, личностной, мотивационной, социальной и специальной подготовке. Важно быть ДРУГОМ своему ребёнку на протяжении всего этапа взросления и ИГРАТЬ с ним. Как это? Это значит вовлекать его в игру, чем бы он ни занимался. Родители знают, что очень важно состояние здоровья и физическое развитие будущего ученика. Ведь частые болезни спровоцируют  пропуски и упущенный материал. А слабые мышцы будут создавать дополнительные моменты усталости. Да и ухудшение в здоровье ребенка  — это всегда повод для беспокойства родителей. Значит! Ведём активный образ жизни, позволяем ребёнку прыгать, бегать, лазать, плавать и т. д. Переживания, что ребенок упадёт или  поцарапается,убираем.  А вместо этого организуем весёлую игру, а в рамках неё  объясняем  правила и контролируем безопасность. Что нужно сделать? Предложить Вашему ребенку роль  тренера, а себе оставить роль  олимпийского чемпиона, которому нужно готовиться к состязанию. Разрешите ребёнку научить ВАС, как бегать, прыгать, лазать и т.п. Во время «подготовки» задавайте  Вашему «тренеру» провокационные вопросы: «А можно я на мокром турнике буду?»   или «А можно ли здесь бегать?», «А что делать, если я почувствую, что падаю?» и т. д. Объясните ребенку, что его задача как «тренера» максимально внимательно  заботиться о Вашем здоровье, ведь Вам нужно  не получить травму и подготовиться к состязанию.  Просите «тренера» показывать Вам упражнения, а Вы повторяйте. Добавляйте свои комментарии «А ты знаешь, что….»,  направляйте ход игры, но не позволяйте ребенку терять его лидерскую позицию «тренера». Пусть это будут небольшие, но регулярные тренировки. Это игра. И  именно  благодаря ней, Вы проверите, насколько хорошо Ваш ребенок знает правила безопасности.  А еще  Вы активизируете физическую активность и лидерские качества Вашего будущего школьника.

Все родители настраивают своих детей на новый этап.  Ребёнок боится новых испытаний и трудностей. А Вы скажите своему ребенку: «В школе у тебя появятся новые друзья. В школе можно будет за день узнать столько важных фактов, мыслей! Ты сможешь мне об этом рассказывать. Я буду рад». После игры в тренера и олимпийского чемпиона, Ваш ребенок будет больше Вам доверять и сможет пересказывать новое и интересное, что узнал в школе. Для родителей такое общение с ребенком – это формирование доверия, дружеских отношений. К тому же, Вы сможете больше участвовать в развитии познавательных способностей и коммуникативных навыков Вашего школьника. Это дополнительная точка развития.

Можно добавить еще одну игру, которая  хорошо отразится на мотивации к учению. Скажите Вашему ребенку перед началом школы: «А еще ты будешь регулярно ставить рекорды. Нам нужно подготовиться и придумать место, где ты будешь отмечать все свои рекорды».  После этого Вам нужно придумать с ребёнком место, где он будет  хранить свои  достижения. Например, очень эффективно создание «Книги рекордов». Что туда можно будет поместить? Ровно написанные крючки. «Это же рекорд!» —  скажите Вы, хваля своё дитя.   Первые прочитанные слоги. «Какой ты молодец!» —  обязательно отметите Вы это.  Записывать достижения в книгу вначале придётся Вам, но со временем эта роль перейдет ребенку. Устраивайте периодически церемонии награждения за рекорды, играйте с ребёнком в эту игру. Он должен ощущать себя успешным.

Следующий навык, который нужно проверить перед школой и к которому тоже можно подключить игру,  — это навык самообслуживания. Ох, уж эти шнурочки и пуговички! Предложите Вашему ребенку застегивать/растёгивать, открывать/закрывать любого вида замки и застежки на скорость или на время. Хвалите за каждое достижение и результат. Ребенок Вам спасибо скажет за такую игру, а его развитые пальчики  — дважды.

Вот и основные моменты. Кажется,  это мало?А как же читать и писать, а счет?

Рекомендуем упражнения, с помощью которых можно натренировать счет, чтение и письмо самостоятельно.

 —  Работа с ножницами.  Одно из самых полезных занятий с детьми дошкольного возраста.  Вырезание отлично развивает мелкую моторику рук, улучшает координацию движений пальцев, мышление.  Если Вы хотите, чтобы ребенок красиво писал в школе, то давайте ему задания на вырезание по линиям. В интернете можно найти много шаблонов. Начинайте с простого и постепенно усложняйте. Можете даже самостоятельно рисовать линию и просить вырезать по ней.

—  Массаж пальцев и кистей – приятный способ  добиться ускорения развития мелкой моторики рук.  Также с этой задачей хорошо справляются игры  с мелкими предметами, с песком, водой, аппликация и оригами, рисование и упражнения на штриховку. Предложите ребенку барабанить пальчиками, создавая ритм, подражая дождю, шуршанию мышки, бегу паучка. Это укрепляет не только мышцы кисти, но и развивает чувство такта, ритма, а также очень поднимает настроение. Уверенные пальчики – более точные линии  в прописи и более выразительная речь.

— Счет. Считайте все, что попадется на глаза. Поднимаетесь по лестнице – счет по возрастанию (от 1 до 20), спускаетесь вниз – обратный счет (от 20 до 1), едете в автобусе, машине – считайте все встречающиеся машины синего, зеленого и других цветов. Считайте дни, месяцы, жуков, лепестки цветов, пуговицы, пока застегиваете их и т.д. Позвольте ребенку самому нажимать кнопку лифта на нужный этаж, набирать код домофона, номер телефона бабушки и т.д. Измеряйте, что больше, что меньше, что выше, что ниже, что шире, что уже. И поможет в этом не только линейка. Помните мультфильм «38 попугаев»? Вот и считайте, сколько палочек от мороженого поместится по краю стола.

— Знания об окружающем мире. Рассуждайте о погоде, наблюдайте за явлениями природы, подбирайте как можно больше слов к одному и тому же события. Например, дождь пошел, полил как из ведра, нагрянул, усилился, утих и т.д. Помогите ребенку выучить свою фамилию, имя, отчество. Это можно легко и быстро сделать, если обращаться ребенку при каких-то моментах по имени отчеству. «Пошел дождь. А как Вы думаете, Антон Валерьевич, надолго ли это?», «Дарина Павловна, как считаете, наши игрушки все успели добраться до своих мест перед сном?» Обязательно выучите дату рождения и домашний адрес. И тут же обратите внимание ребенка, что это личная информация, которую незнакомцам выдавать нельзя.

— Внимание. Это очень важный компонент успешного обучения и его нужно развивать. Задания «Найди, что перепутал художник», «Посчитай, сколько зверей спряталось», «Какие предметы поменялись цветом», «Найди такое же» и т.д. Такие упражнения можно найти в детских журналах и пособиях по подготовке к школе.

— Чтение. Читайте ребенку. Приучите его к мысли, что если  Вы берете книгу, значит, сейчас будет что-то новое, интересное, откроется другой мир. Предлагайте Вашему сыну или дочери  придумывать продолжение истории после чтения или на промежуточных этапах. Рифмуйте слова. Заучивайте скороговорки. Объясняйте значение пословиц. Все это вызовет интерес  и вдохновит будущего школьника к самостоятельному чтению.

Предлагаем Вашему вниманию сказку, с помощью которой можно объяснить что такое гласные и согласные. Это пригодится при обучении чтению.

Сказка, о том, как в одном сказочном лесу жили буквы, голосистые, громкие, которые очень любили петь. А за горами, за оврагами жили другие буквы, которые умели рычать, мычать, шипеть, свистеть, но им совсем не удавалось пропеть ни звука. Однажды ветром к ним принесло красивые, певучие и громкие звуки. Собрались они в путешествие на поиски этих волшебных звуков. Шли долго ли коротко, но вышли на полянку, где посередине стояла буква А. И так громко пела, и так широко открывала рот, что все вокруг сотрясалось от ее голоса. «Ого, как голосистая – ГЛАСНАЯ буква», сказала одна буква. Буква А была очень рада, что ее пение понравилось и предложила попробовать спеть с ней. Буква М быстро подбежала и стала перед буквой А. Они взялись за ручки, М начала свой звук, а А её поддержала и продолжила ее песню: «ММАААА». Буквы были счастливы. Буква А повела своих новых друзей к другим гласным буквам те буквы, которые СОГЛАСНЫ(е) петь.

Вот это всё можно делать, чтобы подготовить ребенка к школе. Теперь мне нужно добавить главное. Всё нужно делать с положительными эмоциями и получать удовольствие от действий маленьких шагов Вашего сына или дочери. Ребёнок с большей охотой придёт к Вам со своей радостью от успеха и огорчением от неудачи, если будет чувствовать поддержку. Живой интерес всегда чувствуется, а дети как никто другой умеют быстро распознавать настоящие эмоции. Поэтому готовьтесь к школе и Вы, дорогие родители. Это ваше общее время!

 

Добавить комментарий