Консультация для родителей

Консультация для родителей «Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях»

Давайте попробуем дать определение этому понятию.

Что такое конфликт?

(Предложить родителям ответить на данный вопрос.)

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

Конфликт – это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению

  1. Скажите, что самое страшное в конфликте?– это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Причем отрицательные.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликта

  1. Предлагается серия вопросов, побуждающих родителей к педагогическому самоанализу:

— Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов в общении с вашим ребенком?

— Вспомните себя в этом возрасте. Какие ситуации чаще всего были причиной конфликтов в общении с вашими родителями?

-Как на них реагировали ваши родители (мать и отец)?

— Как чаще всего в этих ситуациях реагируете вы?

— Видите ли вы какое-то сходство ваших действий с действиями ваших родителей?

Вывод: что в разрешении конфликтов они нередко подвержены определенным, усвоенным еще в своих родительских семьях, стереотипам, которые не всегда осознаются

  1. 3.Как вы думаете, кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в семье?

После ответов родителей им предлагается проанализировать следующую ситуацию и определить инициатора конфликта:

Ситуации:

-«Четырехлетний Вова послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

— Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:

— Но ты ведь маме тоже так говорил! Вмешивается мать:

— Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!»

Прошу вас проанализировать эту ситуацию.

После этого родителям задается вопрос:

-Кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в вашей семье? Если можно, приведите пример.

В процессе обобщения педагогу уже не составляет труда подвести родителей к заключительному выводу о том, что конфликт с детьми в семье чаще всего провоцируется педагогическими ошибками родителей.

  1. Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.

Родители называют качества поочередно.

Например:

«Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка»,

«Сдержанность в эмоциях»,

«Терпение», «Умение влиять на другого»,

«Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию»,

«Не многословие», «Умение убеждать».

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

— угрозы, указания, приказы;

— диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

— морализаторско-менторские поучения;

— гнев, раздражение.

  1. Анализ и решение конфликтных ситуаций:

(Раздать родителям)

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

Как вы поступите в такой ситуации?

— Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

Ситуация 2

Приведите примеры, когда вы говорили «НЕТ» своему ребенку.

Ситуация 3

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью.(Чтоб он не плакал идя в сад). Он их потерял. Когда ребенка забрали из детского садика ребенок стал просить еще денег, взамен утраченных.

Как поступить в такой ситуации?

— Есть ли другое мнение

Ситуация 4. Мама торопиться домой, но ребенок не одевается, а играет, балуется. Как поступить?

Решение проблемы:

вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы. Необходимо чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо.

«Мне становится стыдно всякий раз, когда наши и твои гости видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что от остатков еды могут завестись тараканы. Давай это обсудим».

Важно!!! Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.

  • Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения».Заменяем все Ты — высказывания на

Я – высказывания (грамотное высказывание своего недовольства)Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации:

Я обеспокоена, когда слышу это»

  • «Я огорченаэтим»
  • «Я так волнуюсьза тебя»
  • «Меня очень утомляет громкая музыка» (слайд 12)

Ты –высказывания воспринимаются ребенком как обвинение, критика, угроза.

Я – сообщения представляет возможность детям узнать нас поближе, узнать наши чувства и причину нашего раздражения.

  1. Практическая работа:

Давайте с вами потренируемся и попробуем поучиться перефразировать наши Ты –высказывания и заменить их на Я- высказывания.

Раздать родителям Ты –высказывания:

  1. Ты никогда меня не слушаешь (Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю);
  2. Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? (Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
  3. Вечно ты хамишь! (Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпеливой.)
  4. Ты всегда ужасно себя ведешь! (Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь сдержан).
  5. Ты всегда без спросу берешь со стола мои вещи!( Мне не приятно, когда без просу берут вещи. Предварительно, спроси меня, можно ли это сделать.
  6. Ты такой неряха! (Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей)
  7. Ты не мог бы сделать музыку потише? (Меня очень утомляет громкая музыка)

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания.

На память о нашей с вами встрече хочу подарить памятки для родителей, в которых вы найдете много полезной информации о воспитании, умении выйти из конфликтных ситуаций. Закончить нашу встречу мне хотелось бы словами Омара Хайяма.

Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

Рекомендации:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;  одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  • совместно искать выход путем перемены в ситуации;  уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их  справедливость и необходимость;
  • дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных  последствий его проступков;
  • логически разъяснять возможности негативных последствий;  расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

 

 

Добавить комментарий