Рекомендации контрольно-оценочной деятельности

Рекомендации учителю
по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности  на учебном занятии по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

  1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
  2. Алгоритм организации проверки:

учитель отбирает материал для проверки знаний учащихся в соответствии с программой;

разрабатывает систему вопросов и заданий;

подбирает необходимые пособия и средства обучения; заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены;

определяет методы и формы проверки.

  1. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
  2. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

  1. Что проверять?

устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет;

проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

  1. Отметки выставляются за:

устные ответы при индивидуальной проверке;

за выполнение практической работы;

при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;

за исправления, дополнения ответов другими учащимися;

за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

  1. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему.
  2. Отметка обязательно комментируется.

Учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

  1. Учитель обязан заранее объяснять критерии выставления отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.
  2. При анализе ответа учитель определяет:

все ли изложил ученик;

сколько ошибок было, какие это были ошибки;

знает ли ученик определение понятий;

умеет ли объяснять связи и зависимости;

умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, логично, последовательно излагать материал.

нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках;

умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, пользоваться им при решении задач.

  1. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
  2. Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради
  3. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
  4. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
  5. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
  6. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
  7. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
  8. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Не перегружайте учащихся домашним заданием
  9. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке
  10. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
  11. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
  12. Важно поурочное оценивание!

Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год

  1. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи»
  2. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
  3. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
  4. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
  5. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
  6. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана, иначе это потерянное время для класса.

 

Добавить комментарий