ЖИЗНЬ ПОЛЕСЬЯ: МУЗЕЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ «ПАЛЕСКАЯ ВЕДА»

Далее мы с ребятами держим путь в музей народной культуры Мозырщины «Полесская веда». Он что папараць-кветка – особенный и знаковый.

Музей «ПАЛЕСКАЯ ВЕДА» — очень интересный, тем более, что многие его экспонаты многим нам хорошо знакомы с детства наших бабушек и прабабушек. Они были в обиходе у наших прабабушек, да, и в каждом доме старых жителей полесских деревень.

Экспонаты здесь практически не меняются, они оригинальны и показывают нам картину жизни от рождения до смерти, где нет начала, нет конца, есть только вечный повтор — это и есть так называемое «КОЛА ЖЫЦЦЯ».

По аналогии с древнеарийской ведой, в переводе это означает знание, мудрость. Эти знания бытовали на территории мозырского Полесья и дошли до нас из обрядов, обычаев, сказок, легенд, преданий и жизненного опыта наших предков. Мир вокруг себя они представляли в виде вечного круговорота жизни, где нет начала и нет конца. Ещё они сравнивали мир с міфалагічным дрэвам жыцця. Корни дрэва жыцця упирались в мир подземный, населенный змеями, ящерами. Ствол олицетворял жизнь человека, а крона упиралась в небеса, в божественный и чистый мир.

Пройдя через интересную дверную коробку, своего рода ПОРТАЛ, границу между МИРОМ  СОВРЕМЕННОСТИ и ПРОШЛОГО, мы попадаем в самую обычную деревенскую хату. Именно так нас встречает музей. Уютным интерьером детства наших бабушек.

Там и печь с привычной деревенской утварью, которую сегодня многие знают уже только по музеям, и люлька детская, и кровать с постилками.

Корыто, в котором купали малышей и месили тесто.

Экскурсовод пригласила нас с ребятами совершить путешествие по этому символическому кругу, переступить этот символический порог. Он отделяет нас, современных людей, от мира наших предков.

Вместе с гидом мы проплываем в прошлое и наблюдаем жизнь по берегам. Все этапы от рождения до смерти здесь словно сшиты нитью. А начиналось всё с ОЧАГА. Полешуки верили, что лучшая прописка – на старом селище и проводили своеобразный ритуал. Насыпали мусор, ложились спать. Коль будет сон хороший, быть гнездышку. Нет – искали другое место. Но обязательно брали из старого дома четыре камня и на них ставили новый сруб, чтобы все лучшее перешло по наследству.

В лесу таится немало нечистиков, а дом – это крепость, которая защищает от плохого. Чтобы уберечь семью, над входом прибивали конскую подкову, а в дверном косяке оставляли нож или серп. Верили, что тёмная сторона боится металла.

Сама трехъярусная конструкция дома напоминала ДРЭВА ЖЫЦЦЯ Дом имел фундамент, как бы мир подземный, корни міравога дрэва. Само жилище человека – мир земной, ствол. И крыша – крона, устремлённая в небеса, а посредник между этими мирами был огонь, заключённый в домашнем очаге.

ОГОНЬ добывали древнейшим способом при помощи трения и потом тщательно поддерживали, чтобы он не гас. Верили, что теперь в этом доме будут и здоровье, счастье, и хороший урожай.

Беременная женщина обязательно готовила подарки для бабки-повитухи. В нем могли быть рушнички, хлеб и многое другое. Когда на свет появлялся долгожданный ребенок, происходил обряд зліўкі. Младенца купали в лекарственных травах, и если родилась девочка, воду выливали на порог, чтобы быстрее вышла замуж, если мальчик – под печь, чтобы был хозяином в доме. А чтобы ребенок был крепким и здоровым, могли выливать воду на камень.

Детей сразу готовили к взрослой жизни. Девочек учили ткать, мальчиков – плести рыболовные сети. Все обряды сводились к тому, чтобы найти пару и продолжить род, обеспечить добробыт и хороший урожай. Так, проводы русалки сохранились в деревне Великий Бор Хойникского района.  Традиции передают из поколения в поколение.

Обряд ПРОВОДЫ РУСАЛКИ очень заинтересовал наших ребят. В чем его суть? Русалка – это такое мифологическое, можно даже сказать, демоническое существо, которое живет в лесу, связано с растениями, способствует росту растений. Самое страшное, что она может сделать, – это испортить урожай. Чтобы этого не произошло, на первую неделю после Троицы в Великом Бору на роль русалки выбиралась девушка с длинными волосами. Её костюм украшался ветками деревьев, цветами. Русалочку нужно из деревни вывести. Шли в определенное место, чаще всего это было на краю поля. Жгли там костер, водили хороводы, пели песни, освещали зелень над огнем. Именно в Великом Бору этот венок потом разрывают участники обряда на части. Русалка в это время убегает в поле, и молодежь за ней гонится и срывает с нее все ветки. Считается, что эти ветки обладают магической силой – их нужно нести на свои огороды, и это способствует богатому урожаю.

Стерпится – слюбится. Считали, что хороший жених – это богатый жених, который в случае неурожая обеспечит семью. Чтобы заманить «золотую рыбку», красавице нужно было подготовить завидное ПРИДАНОЕ – наткать рушники, постилки, пояса так, чтобы куфар трещал. Такой кастинг на хозяюшку.

Для того, чтобы девушке выйти удачно замуж, а на Полесье браки по расчету были обычным делом, надо было хвастаться своим добром или приданным. А какое у девушки было приданное? Красивая одежда, тканые и вышитые изделия, кружева, рушники и постилки. И все это делалось руками девушки.

А в дом мужа девушку везли на телеге. Она важно восседала на сундуке с приданным.

И это должна была видеть вся деревня. Сундук должен быть тяжелый, полный добра. Чем больше мужских рук снимало с телеги сундук, тем большую зависть вызывала невеста. Потом сундук вскрывали и выставляли на обозрение его содержимое.

Особую ценность в жизни каждой семьи имел всегда рушник, который использовался и как полотенце, и сопровождал людей от рождения до смерти.

Наших девушек привлёк свадебный наряд молодой. Девочки рассматривали бусы и венок нереальной красоты. Эксклюзив! Была примета — как бусы порвутся, слёзы разольются.

На свадьбе наступал момент, когда с невесты снимали венок, впервые делали женскую прическу. Чаще всего это были две косы, которые укладывались вокруг головы, а на голову завивали намитку. Это древнейший общеславянский женский головной убор. Завивали таким образом, чтобы полностью спрятать волосы, оставалось открытым только лицо. Ткани на намитку шло много — до пяти метров!

А далее мы шагаем в зал с МУЖСКИМ характером. Жизнь  МУЖЧИНЫ-ПОЛЕШУКА тоже ярко представлена в музее.

Здесь есть почти всё, что помогало прокормить семью благодаря земледелию, охоте , рыболовству, плотницкому делу и бортничество.

Неслучайно земледелие идёт сразу за свадьбой. Засеянная нива – символ новой жизни. Обычаев и традиций тоже было немало. Сажали только на полную луну. Перед тем как выйти по весне пахать в поле, мужчина мылся в бане, надевал чистую одежду и шёл босиком, чтобы не росли сорняки.

Когда мужчина первый раз шёл пахать, он не распахивал все поле – делал только три ряда. Три было сакральным числом и символизировало семью – отец, мать и дети. Если мужчина ехал в поле и кто-то городил забор, то возвращаться назад было к неурожаю. Если дорогу переходила женщина, это тоже была не совсем хорошая примета. Нельзя было двум хозяевам одновременно пахать на соседним полях. Тогда считалось, что у кого-то кто-то отберет спору, то есть не будет урожая. А чтобы этого не произошло, соху нужно было делать из разных пород деревьев.

Значительная часть посвящена одному из древнейших промыслов полешуков – БОРТНИЧЕСТВУ. Это целая наука и искусство.

А на выходе, в длинном коридоре, висят некие таинственные знаки-символы. Оказывается, эти знаки имеют тоже отношение к бортничеству. Такими знаками сборщики мёда метили свои деревья – выжигая или вырезая метку на уровне глаз. И у каждого бортника был свой знак.

Если кто-то видел этот знак, то он не имел права трогать чужое добро. Это была уже чужая собственность. За нарушение этого правила или закона нарушителя сильно карали, а могли и убить, а его дети и внуки могли носить долгое время позорное прозвище «пчелодер».

Вселенная предков полна тайн и загадок. Когда человек умирал, на Мозырщине вывешивали на окно рушник в знак траура. В музее он огибает мировое дерево – дорогу в небеса. На Полесье верили, что души в образе птиц летят по Млечному пути, именно там находится рай. Но попасть в него смогут только души мужественных и праведных людей. Злые и грешные сорвутся и попадут в пекло.

Ці дробнай зорачкай ускінешся, ці жаркім сонейкам ускоцішся, ці ты ка мне ясным месяцам, ці ты ка мне малой пташачкай. На Полесье верили, что их предки вновь могут вернуться на землю только в ином облике, состоянии, качестве.

Говоря современным языком, верили в реинкарнацию. Кстати, своих предков мы встречаем, наверное, сами того не подозревая, на Коляды.

Был очень популярен колядный персонаж медведь – такой далекий общий тотемный предок медведь. Или дед. Наиболее известны осенние и весенние Деды. Готовилась специальная еда, приглашали дедов в гости и верили, что их предки приходят навестить их. Либо весной, на Радоницу, этот белый човен – это символ нашей памяти, он продолжает плыть по нашей жизни.

Знак бесконечность. В представлении полешуков смерть – это не конец, а переход в иной мир и состояние. Завершает экспозицию необычный коридор, где темное чередуется со светлым, как день и ночь, добро и зло, радость и горе, жизнь и смерть. Вновь оказываемся у порога, где происходит рождение и новый человек выходит на жизненный круг.

Время экскурсии пролетело как одно мгновение. Музей, действительно, наполнен таинственной атмосферой. Особую ауру повествованию экскурсовода придавало отсутствие электричества, которое пропало ещё с утра из-за ремонта по соседству. Но это ещё больше погрузило нас всех в ту эпоху, когда жили наши предки.

Под впечатлением от услышанного и увиденного мы продолжили свой путь в главный город Гомельской области — ГОМЕЛЬ, где нас с ребятами уже ждал экскурсовод на вечерний променад по городу.

Добавить комментарий