Просмотр телевизора, к огорчению детей, худший способ времяпровождения для школьника. Запрет на просмотр телевизора, а также запрет на игры за компьютером для многих детей является самым страшным наказанием.
Просмотр телевизора, к огорчению детей, худший способ времяпровождения для школьника. Запрет на просмотр телевизора, а также запрет на игры за компьютером для многих детей является самым страшным наказанием. В Америке был проведен опрос среди школьников, кого или что они взяли бы с собой на необитаемый остров. Наибольшее количество баллов набрал телевизор, своих родителей дети предпочли оставить дома.
Чем же плохо телевидение? «Телевидение делает нас толстыми, глупыми и склонными к насилию», — убежден исследователь мозга Манфред Шпицер. Он растит своих пятерых детей без телевизора. Многие педагоги идут другим путем и предлагают рационально и в соответствии с возрастом использовать средства массовой информации.
Полностью отстранять детей от телевидения многие ученые считают безответственным. Помните, что в этом вопросе запреты не помогут. Мобильные телефоны с мультимедийными приложениями, трЗ-плееры, Интернет и компьютерные игры являются неотъемлемой частью жизни детей и подростков, а телевидение вообще является ведущим средством массовой информации на данный момент. Дети в возрасте 6 до 9 лет в среднем ежедневно проводят 1,5 часа перед телевизором, подростки 14 лет — от 3 до 4 часов. Каждый шестой подросток ежедневно пользуется компьютером.
Ваша задача — научить ребенка правильно обращаться со средствами массовой информации:
- не запрещайте ребенку смотреть телевизор и играть на компьютере, но установите определенные правила и временные рамки для этих занятий;
- будьте сами примером для ребенка: если у вас дома целый день включен телевизор, ребенок не поймет, почему он не должен его смотреть;
- интересуйтесь тем, что смотрит ребенок. Предлагайте ребенку вместе смотреть качественные художественные и научно-популярные фильмы, изучать поиск в Интернете, знакомиться с образовательными компьютерными программами;
- уберите телевизор и компьютер из детской комнаты. Они не должны там находиться;
- за один час до сна ребенок должен прекратить смотреть телевизор и играть за компьютером.
Позаботьтесь также и о том, чтобы у ребенка были другие увлечения, кроме телевидения и компьютера: книги, спорт, друзья, ремесло, искусство. Проводите свободное время с ребенком, уделяйте ему внимание. Играйте с ним или делайте что-нибудь вместе — хотя бы готовьте вместе ужин и вместе выгуливайте собаку, это очень важно для его личностного развития.
Менее спорным является факт влияния телевидения на успехи детей в учебе. Мы знаем, что процесс обучения связан с чувствами, а когда ребенок смотрит телевизор, он эмоционально сильно участвует в этом процессе. На школьных занятиях яркие чувства встречаются редко. У учителей не так много возможностей, они не смогут стать Губкой Бобом или Человеком-Пауком. Однако помните, что процесс обучения станет неэффективным, если сразу после выполнения домашнего задания ребенок усядется перед телевизором: у изученного материала останется мало шансов закрепиться в памяти. Только что полученные знания полностью или частично удаляются более сильными эмоциональными раздражителями просматриваемых программ. Содержание учебного материала в промежуточном хранилище гиппокампа не полностью доходит до долговременной памяти. И ночью, когда учебный материал должен перейти из промежуточной памяти в долговременную, телевизионные программы из-за своей эмоциональной насыщенности уже занимают там его место.
С компьютерными играми все происходит немного иначе, здесь появляется еще и опасность возникновения зависимости. Насколько внедрение так называемого электронного обучения будет успешно — пока неясно. Исследователи процесса познания пришли к выводу, что занятия лучше проводить с педагогами. В американских и шведских лабораториях исследования разрабатываются программы, которые должны тренировать память школьников младших классов. Улучшает ли в самом деле такая тренировка мозга умственные способности и позволяет ли совершенствовать творческие стратегии решения проблем, это вопрос далекого будущего. Обработка информации в головном мозге детей посредством телевидения и компьютера происходит уже в другой структурной форме, нежели у старшего поколения. Дети получают существенно больше наглядного материала, чем языкового. Будут ли наши дети в результате мыслить лучше и эффективнее, чем мы, сегодня ответить нельзя. С чем они обязательно столкнутся, так это с ускорением потока информации, и возможно, их опыт работы с компьютером и сетью Интернет пойдет им на пользу. Помните, что в свободное время ребенок должен расслабляться и восстанавливать силы, а не утомляться и чрезмерно возбуждаться. Чтобы учебный материал мог закрепиться в голове, ученики должны иметь возможность отдыхать от школы. Общение с друзьями — это самое главное для них.