Нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникают вследствие отклонений в развитии устной речи.
При глубоких степенях ОНР (I, II уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы.
Дети с менее глубоким недоразвитием речи (III уровень) в школе овладевают элементарными навыками письма и чтения, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Характеристика письма детей с ОНР:
— большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической и лексико-грамматической сторон речи (ошибки-замены букв).
Известно, что маленький ребёнок на начальных ступенях речевого развития ещё плохо произносит многие звуки и смешивает их в речи. Однако, в процессе общения эти недочёты преодолеваются к 6-7 годам. Ребёнок практически усваивает звуковые образы слов.
При недоразвитии речи различия между речевыми звуками оказываются трудно доступными:
— овладение звуковым составом слова не происходит;
— возникают частые затруднения в определении количества и порядка звуков в слове.
Отсюда и возникают многочисленные замены букв.
Трудностями в звуковом анализе, отсутствием стойких звуковых образов слов можно объяснить также ошибки, вызывающие нарушения структуры слова – это пропуски и перестановка букв, раздельное написание частей слова).
Из-за пробелов в формировании лексико-грамматических систем относятся многочисленные ошибки, связанные с недостаточным усвоением правил правописания (ошибки на безударные гласные, ошибки в окончаниях слов, в приставках и суффиксах).
Распространённый тип ошибок у детей с недоразвитием речи – неправильное употребление надёжных окончаний.
Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых самых простых слов, испытывают трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями (служебных). Результатом этого являются ошибки в написании союзов, частиц, предлогов.
Смешиваются слова, сходные по звучанию, из-за недостатков звукового анализа.
Очень распространённым является отделение в сложноподчинённом предложении придаточного предложения от главного.
Трудности членения текста на предложения и связанных с ними пунктуационных ошибках.
Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, и на понимание прочитанного.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много ошибок.
Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет своё значение.
Бывает и так, что, назвав первые две-три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающимся по значению.
Учащиеся с недоразвитием речи могут прочесть слово правильно и тут же, прочитывая его вторично, сделать ошибку, воспринять его как совершенно новое, неизвестное им.
К числу специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся, либо произносятся неправильно.
Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным темпом, т.к. они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое. Однако не у всех детей темп чтения отдельных слов одинаков. На него существенное влияние оказывает буквенный состав слова.
Известно, что правильное чтение становится возможным лишь тогда, когда ребёнок научится правильно и чётко различать отдельные звуки речи. При этом условии соответствующим звуковым содержанием.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.
Степень сформированности навыка чтения может быть выражена различно. Она связана в первую очередь с проявлениями фонетико-фонематического недоразвития речи у детей, с состоянием анализа звукового состава слова.
При выраженных отклонениях в овладении техникой чтения понимание текста оказывается нарушенным.
Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребёнка к отрывистому чтению с паузами многими словами. Пауза делается нередко после чтения каждого слова. Чтение предложений или текста идёт по принципу присоединения слов друг к другу. Слова сочетаются отдельно, без объединения их во фразовую интонацию (рубленое чтение).