Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

   Несовершенство устной речи детей, не могут не приводить и к затруднениям при усвоении грамматических правил. Именно в младшем школьном возрасте нужно проявлять необходимую заботу о развитии устной речи ребёнка, об обогащении его словаря, о преодолении аграмматизмов в устной речи. В этот период решить эти проблемы удаётся в ходе специально организованных речевых игр и за счёт простого подражания правильной речи окружающих.

 

Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

         В работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов обозначающих части тела и части предметов.

         Расширение объёма словаря имён прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. Важно чтобы ребёнок умел различать пищевые продукты по вкусу и знал соответствующие слова для его обозначения (горький, сладкий, кислый, солёный, солоноватый, и пр.), чтобы оно умел охарактеризовать окружающие предметы по температуре (холодный, горячий, тёплый, прохладный и т.п.). При этом нужно обязательно обращать внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет всегда обладает сразу многими качествами. Например: яблоко может быть одновременно и красное, жёлтое или зелёное (цвет), и сладкое или кислое (вкус), и большое и маленькое (размер), и круглое или овальное (форма), и спелое, сочное, ароматное и т.д. В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности:

  1. глаголы, обозначающие движение;
  2. состояния человека;
  3. движения животных.

В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Уточнение многозначности слова проводится как при определении значения существительных, так и при определении контекстуальности значения прилагательных и особенно глаголов (бежит мальчик, бежит ручей, бежит время).         Формирование синтагматических связей слова предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

 

         Овладение словосочетанием способствует усвоению и закреплению правил грамматического строя речи, является условием усвоения всё более усложняющейся структуры предложения, в частности, условием перехода от простого нераспространённого предложения к распространённому. Закрепление словосочетания облегчает более быстрый выбор слова, т.к. на основе синтагматических связей одно слово как бы по цепочке вытягивает другое слово.

         В процессе работы проводится закрепление двухкомпонентных словосочетаний, в основном глагольных и именных.

         Работа над образованием множественного числа существительных. Взрослый устно называет одно за другим существительные единственного числа. Ребёнок в ответ должен образовать соответствующие формы множественного числа.

Например:

 стол – столы                                      

 дерево – деревья и т.д.

При подборе слов обязательно нужно предусматривать разные типы окончаний в существительных множественного числа, поскольку именно многообразие этих окончаний и представляет для ребёнка наибольшие трудности.

         Работа над согласованием существительных с числительными.

Устно ребёнку предлагается сочетание существительного с числительным один, а он в ответ должен согласовать это же существительное с числительным два (три, четыре) и пять (шесть, семь, восемь, девять и т.д.). Например: одно окно – 2 (3,4) окна, 5   окон.

Один стол –

Одно зеркало –

Один утёнок –   и т. д.

Особое внимание следует обратить на подбор существительных с разными типами окончаний, поскольку дети с отставанием в речевом развитии очень склонны подводить их под общий шаблон, что характерно для детей более раннего возраста (пять столов –окнов – зеркалов – деревов – цыплёнков  вместо: пять столов – окон – деревьев – зеркал – цыплят).

 

Работа над правильным употреблением предлогов. 

Здесь, прежде всего, необходимо обеспечить прочное усвоение ребёнком основных значений каждого предлога, что достигается путём систематических и наглядных упражнений. Например, ребёнку объясняется значение предлога под (внизу под чем – то), после чего какой – либо предмет последовательно кладётся то под стол, то под шкаф, то под тетрадь и т.д. В задачу ребёнка входит правильное оречевление соответствующих действий: «Карандаш под столом, под стулом, под книгой, под тетрадью».

         После того, как ребёнок научился употреблять в своей речи простые предлоги (НА, ПОД, НАД, В и пр.), нужно перейти к усвоению более сложных предлогов (около, через, из-за, из-под и др.). Правильность их употребления также отрабатывается в ходе выполнения конкретных действий с предметами. Как и в предыдущих разделах работы, здесь также предусматривается многообразие окончаний существительных, употребляемых с одним и тем же предлогом. Проведение такой работы сравнительно быстро даёт положительные результаты.

Работа над образованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ребёнку устно предлагаются имена существительные, от которых он должен образовать новые слова. Например: дом – домик, перо — пёрышко, шишка – шишечка, тетрадь – тетрадочка, петух – петушок, голова – головка, платье – платьице и т.д. Как видим, все эти слова должны быть образованы при помощи разных суффиксов. Подбирается  и множество других слов. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребёнок не научится выполнять задания быстро и безошибочно.

Работа над образованием приставочных глаголов.

Умение образовывать и правильно употреблять приставочные глаголы воспитываться в ходе оречевления производимых действий или картинок с изображением этих действий. Например, ребёнку объясняется, что приставка  при—  означает приближение к чему-то, присоединение, после чего оречевляются соответствующие действия или картинки с изображением: прибегать, прилетать, приходить, приплывать, прибывать (т.е. присоединять), приделывать (тоже присоединять) и т.д.

Работа над образованием относительных прилагательных.

Ребёнку одно за другим предлагаются существительные, от которых должны быть образованы относительные прилагательные. Например:

Сумка из кожи – кожаная

Шапка из меха –

Монета из серебра –

Одеяло из пуха –

Юбка из шёлка –                                      и т.д.

Упражнения повторяются в разных вариациях до тех пор, пока ребёнок не перестанет давать ошибочные ответы.

 

Работа над образованием притяжательных прилагательных.

Ребёнку в устной форме предлагаются имена существительные, от которых он должен образовывать притяжательные прилагательные. При этом на первых порах для упражнений лучше брать такие существительные, притяжательные прилагательные от которых образуются при помощи одних и тех же суффиксов и окончаний. Например: взрослый говорит ребёнку: «Давай посмотрим, у кого чья голова? У тигра – тигриная, а у лошади? И т.д. И лишь после достаточно прочного усвоения ребёнком каждого отдельного вида окончаний в дальнейшем все эти задания предлагаются «вразбивку», например: у тигра голова тигриная, у зайца -… , у лисы -… , у собаки — … и т.д.

         После такой предварительной отработки грамматических форм в дальнейшем необходимо постоянно следить за правильностью её употребления в повседневной речи ребёнка.

         Так ребёнок постепенно научится грамматически правильно строить свою устную речь, что и явится самой надёжной предпосылкой для изжития аграмматизмов в письме. Поэтому очень важно заботиться о развитии устной речи ребёнка в дошкольном возрасте. И на пороге школы он уже не окажется беспомощным, а будет вполне подготовлен к усвоению достаточно сложной школьной программы.

 

 

Добавить комментарий