Тема: Обучающее изложение текста-повествования «Ель-кормилица»
Подготовила Вашкевич М. Н., , учитель начальных классов первой категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»
Цель: создать условия для формирования у учащихся умения передавать содержание текста в логической последовательности, без пропусков существенных моментов, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, сохранять авторские особенности речи; содействовать развитию памяти, устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков, орфографической зоркости, способствовать воспитанию бережного отношения к природе
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, буклеты с информацией о ели, памятки по написанию изложения
I.Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Молча мы за парты сели,
На гостей все поглядели,
Усмехнулись, улыбнулись
И ко мне все повернулись.
Будьте вы усидчивы,
Прилежны и внимательны.
И пойдёт у нас работа
Просто замечательно.
II. Введение в тему урока. Постановка целей урока
– Ребята, в классе на трёх партах «поселились» полоски с важной информацией. Те, у кого оказались полоски, выйдите, пожалуйста, к доске и встаньте так, чтобы мы смогли прочитать то, чем мы будем заниматься на уроке. (Выходят, советуются друг с другом, как встать, встают). Учащиеся читают: «Учимся писать изложение».
— Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?
— К какому блоку относятся такие уроки? (Развитие речи).
— Чему мы учимся на таких уроках?
-Ребята, а как вы думаете, писать изложение легко или трудно?
— Кому-то легко, кому- то трудно. И сейчас я приглашаю вас на лесную полянку, где растут такие замечательные деревья ель и рябина. Ель- это дерево ожиданий, рябина – дерево опасений. Сейчас на еловых шишках предлагаю вам записать то, что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока, а на гроздьях рябины – то, чего вы опасаетесь.(Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют плоды к ветвям. Учитель читает записи, делает обобщение)
— Для того, чтобы опасения не оправдались, а ожидания сбылись на уроке мы будем учиться последовательно передавать содержание текста, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, совершенствовать нашу грамотность.
III. Работа по теме урока
1. Запись на доске и в тетрадях даты и темы:
— Открываем тетради и записываем число, тему урока и название текста.Ель-кормилица
— Ель-кормилица. Какое интересное название, не правда ли? Что значит кормилица?
— Как вы думаете, о чём будет наш текст?
— Сейчас мы познакомимся с текстом и узнаем, оправдались ли ваши предположения.
2. Чтение текста ( текст у каждого на столе)
Ель-кормилица
Осенью на ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.
Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Пёстрый дятел спешил к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.
Много шишек осталось на ели. Весной из них вылетели семена. Попадёт семечко в землю и даст жизнь новому деревцу.
— Правильно ли мы с вами предположили, о чём будет текст?
— Почему?
3. Беседа по содержанию
— Что же происходило с елью осенью?
-Какие гости посещали ель зимой?
-Что сделала белка?
-Для чего прилетал дятел?
-Как вели себя клесты?
— Ребята, а что за птицы клесты? ( слайд 2-3)
( Клесты – лесные птицы с ярким опереньем. Кормятся семенами хвойных деревьев. Как приспособление к такой пище они имеют своеобразно устроенный клюв, концы которого искривлены и резко перекрещиваются, что даёт возможность птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Эта птица выводит птенцов зимой, потому что смогут прокормить своё потомство, ведь шишки ели начинают раскрываться зимой. В вершинах сосен и елей клесты подвешиваются на ветках, карабкаются по ним, подбираясь к шишкам, на которых могут повиснуть вниз головой)
— Кто знает, как на белорусском языке называются эти птицы? (крыжадзюб)
-Что происходит у ели ранней весной?
— Скажите, заглавие передаёт тему или основную мысль?
— Какова основная мысль текста?
— Ребята, а какой это текст по типу?
— Почему?
4. Деление текста на части, составление плана.
— Переходим к следующему этапу работы. Чтобы легче было пересказать содержание текста, мы составим план.
— Но сначала прочитаем текст ещё один раз и подумаем, на сколько частей его можно разделить?
5. Повторное чтение
— На сколько частей можно разделить текст? Почему?
— А сейчас объединитесь в группы по 4 человека, составьте план. (Дети в группах самостоятельно делят текст на смысловые части и озаглавливают их)
1)Ель осенью.
2) Зимние гости.
3) Ель даёт жизнь деревцу.
(Зачитывание пунктов плана и их обсуждение).
6.Запись плана в тетрадь.
7.Лексико-орфографическая подготовка.
— План составлен, обратимся к некоторым словам и выражениям и попробуем объяснить их значение.
А) Объясни смысл выражений и слов. (Слайд 4-6)
Принялась за еду – стала есть
Даст жизнь деревцу – появятся маленькие ёлочки
Пёстрый дятел – разноцветный, узорный
— Русский язык очень богатый и красивый. Посмотрите на экран
(слайд – 7)
— Прочитайте текст и подумайте, всё ли здесь красиво и правильно.
— Вот на поляну выскочила белка. Белка забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Пёстрый дятел спешил к ели. Дятел сорвал шишку и улетел в лес.
— Когда будете записывать текст, помните о том, что одни и те же слова не должны повторяться.
— При написании изложения важно не только последовательно передать содержание, но и сделать это без ошибок. Поэтому сейчас мы с вами вспомним правописание некоторых арфограмм. Предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку»
Б) Игра « Лови ошибку» (слайд — 8)
Весели спишит
Тежёлые улетел
Накормить клисты
Поляна поподёт
Голад нодостоют
— На какое правило были допущены ошибки?
— Как проверить безударную гласную в корне?
В) Упражнение «Раскрой скобки» (слайд – 9)
— Следующее задание выполнить нам помогут некоторые движения.
— Посмотрите на слова, если нужно писать слитно, то возьмитесь за руки, а если раздельно – то отклонитесь в стороны.
(со) зрели
(на) кормить
(к) ели
(за) сунули
(на) дерево
(за) еду
— Почему одни слова вы напишите слитно, а другие раздельно?
— Приставки со словами пишутся слитно, предлоги – раздельно.
— Особое внимание хочется обратить на сочетание к ели.
— Какая ещё здесь орфограмма? (безударное окончание имени существительного). Докажите, что в окончании нужно писать и.
— Самые трудные для написания слова я записала на доске. Посмотрите.
Выскочила, семечко, семена, чешуйки, прорастёт, в них.
— Здесь встречаются орфограммы, которые мы ещё не изучали. Будьте внимательны. Правильно записывайте их в тексте.
Г)Работа с предложениями. (слайд – 10)
— Сейчас обратите внимание на структуру некоторых предложений.
Она забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки. Попадёт семечко во влажную землю и даст жизнь новому деревцу.
— Что общего у этих предложений?
— Что мы знаем о предложениях с однородными членами?
— Над орфограммами мы поработали, знаки препинания объяснили и я надеюсь, что вы будете внимательны и не допустите ошибок.
8. Чтение текста, работа с опорными словами.
— Посмотрите внимательно на слова на доске (опорные слова). Прочитайте текст ещё раз, в парах соотнесите эти слова с пунктами плана. (Учащиеся расставляют слова в нужной последовательности.)
9. Устный пересказ
— Теперь перескажем текст «цепочкой» с опорой на план и опорные слова.
— О чём ещё нужно помнить при записи текста? ( Делить на части).
— Как записываем каждую часть?
10. Физкультминутка
Сильный ветер сосны крутит
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка.
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд.
Ну а нам пора садиться,
Заниматься, не лениться.
11. Самостоятельная работа. Написание изложения.(Обратить внимание на памятку)
— Ребята! Я надеюсь, вы запомнили все пожелания, рекомендации и будете внимательны и старательны. Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения, не допустить ошибок. Вам поможет план, опорные слова, памятка.
(Слабым учащимся дается карточка-опора. Кто справляется с работой, тот читает «Буклет» и готовит ответ на вопрос: Что нового и интересного узнали?)
12. Самопроверка и совершенствование текста.
— Пользуясь памяткой, проверьте то, что вы написали, получился ли у вас рассказ, всё ли в нём понятно.
ПАМЯТКА « Пишем изложение»
- Запиши текст, опираясь на план и опорные слова.
- Прочитай то, что ты записал. Проверь, получился ли связный рассказ, всё ли в нём понятно.
- Проверь абзацы. Все ли пункты плана отражены в тексте. Не пропустил ли ты чего-то важного.
- Перечитай текст и проверь орфографические ошибки.
- Перечитай текст и проверь расстановку знаков препинания ( запятых, точек)
- Ёщё раз проверь текст.
13. Подведение итогов.
— Чему мы сегодня учились?
— Достигнута ли цель на уроке? Что помогло её достичь?
14. Рефлексия.
— Обратимся к лесной полянке. Каждый из вас либо чего-то ожидал от урока, либо чего-то опасался? Всё ли совпало в действительности? Если того, чего вы опасались, на уроке не произошло, значит, эти гроздья можно убрать с дерева. И наоборот, то, что получилось, вы почувствовали в чём-то удовлетворение, можно взять шишку и повесить на дерево.
— А теперь давайте посмотрим, какое дерево «урожайнее» и сделаем вывод, как мы поработали на нашем уроке.
Здесь вы можете скачать презентацию к данному уроку.
Спасибо. Хорошая разработка урока. Хочу использовать её на практике.