Развития мелкой моторики
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. Сначала развиваются движения пальцев руки, а когда они достигают достаточной точности, начинается интенсивное развитие речи. Поэтому работу по тренировке пальцев рук нужно начинать с детьми с раннего возраста.
Элементы пальчиковой гимнастики я использую на каждом занятии, независимо от того, какое оно: по развитию устной или письменной речи либо по коррекции звукопроизношения. Использую как обычные (стандартные), так и нетрадиционные методы по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Глядя на то, с каким интересом дети перебирают пуговицы в коробке, я подумала, что это можно использовать на коррекционных занятиях. Задания могут быть разными:
-Найди 10 (5, 6, 8 и т. п.) одинаковых пуговиц в коробке;
-Найди 3 пуговицы красного цвета, а 4 – зеленого. Сколько пуговиц у тебя в руках?
-Найди 10 одинаковых пуговиц, но чтобы таких не было у твоего товарища;
-Найди 5 круглых (квадратных, овальных, прямоугольных) пуговиц.
Пуговицы могут использоваться и для организации команд во время занятий. Чтобы разделить детей на команды, детям раздают пуговицы разного вида, различающихся по форме или цвету. Затем педагог предлагает всем, у кого есть круглые (овальные, прямоугольные и т.п.) пуговицы, собраться в одну команду. В этом случае дети учатся общаться не только с друзьями, но и с теми школьниками, которые не являются лидерами в классе, кто недавно пришел в данный коллектив и еще не проявил себя, и т.д.
Командам могут даваться различные задания:
-из всех имеющихся в вашей команде пуговиц выложить на столе сказочный цветок (машину, животное, птицу и др.). Нужно использовать все пуговицы каждого члена команды и рассказать о том, что у вас изображено. Дети сами определяют, кто будет рассказывать о «командном» цветке. Помимо этого, каждый имеет возможность высказать свое мнение и положить свою пуговицу, т. е. внести свой вклад в общее дело.
-каждый ребенок должен выбрать самую красивую, по его мнению, пуговицу и вместе с командой сложить определенный узор. Бывает, что дети выкладывают что-то, рассказывают необычный рассказ и просят оставить изображение до следующего занятия, чтобы еще раз посмотреть и, может быть, что-либо исправить.
Придумать задания с использованием пуговиц на коррекционных занятиях можно огромное множество. Главное, чтобы эти задания приносили ребенку не только радость, но также и пользу. Придумывайте, фантазируйте, развивайте!