ПАМЯТКА по профилактике суицидального поведения подростков

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.

 

Причины суицидального поведения в молодёжной среде

1.Проблемы и конфликты в семье (тяжёлый психологический климат, конфликты родителей, конфликты родителей и ребёнка, алкоголизм в семье).

2.Развод родителей (во время развода родителей дети испытывают чувство ненужности и покинутости).

3.Насилие в семье.

4.Несчастная любовь (в подавляющем большинстве случаев от безответности чувства страдают девушки).

5.Потеря родственников и близких.

6.Нарушение межличностних отношений, «одиночки», злоупотребление алкоголем и наркотиками, девиантное или криминальное поведение, включающее физическое насилие.

 

Признаки, предупреждающие о возможности суицида

Словесные признаки:

 Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

 1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

 2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

 3. Много шутить на тему самоубийства.

 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

 – в еде — есть слишком мало или слишком много;

 – во сне — спать слишком мало или слишком много;

 – во внешнем виде — стать неряшливым;

 – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

 – замкнуться от семьи и друзей

 – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки:

 Человек может решиться на самоубийство, если:

 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

 3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

 4. Предпринимал раньше попытки суицида.

 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию

 

 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

Рекомендации родителям:

 Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.

 Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье ни чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

 Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

 Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.

 Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

 Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами!

 

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству

 1.    Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

 2.    Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

 3.    Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.

 4.    Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

 5.    Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

 Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

 а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

 б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

 в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

 Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

 Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам. В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

 

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду

 1)   не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

 2)  доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

 3)  не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

 4)  дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

 5)  сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

 6)  говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом дел они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

 7)  постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

 8)  убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

 9)  не предлагайте упрощенных решений;

 10)  дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

 11)  помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

 12)  помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

 13)  при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

 14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Добавить комментарий