Условия успеха в обучении
- Последовательность и система— едва ли не самые важные из них. За письменный стол надо садиться по привычке, не дожидаясь вдохновения. Эта гостья, по утверждению П.И. Чайковского, не любит посещать ленивых. Восточная пословица гласит: медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины.
- Ритм.Для умственной работы он бывает разный — суточный, многодневный, сезонный … Установите, в какое время дня вы продуктивнее всего работаете.
- Порядок.Есть немало людей, которые убеждены, что на столе у них вовсе не хаос, а порядок, ведомый только им. Если вы не Цезарь, то заниматься одновременно несколькими делами не стоит и поэтому не зачем держать на столе ненужное.
- Сосредоточьтесь.Внимание, говоря словами К.Д. Ушинского, есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Рабочее место оборудуйте с учетом психологических деталей — очень помогает свет лампы с зеленым абажуром, освещение должно быть мягкое, без резких теней.
- Будьте собраны.Чтобы не спешить утром, приготовьте все, что нужно, с вечера. Не позволяйте мелочам испортить вам день. Приучите себя к автоматическим действиям перед уходом из дома: проверить свет, газ, взял ли все необходимое в школу. Если не помогает — составьте список выпадающих из головы мелочей и держите его перед глазами.
- Слушайте.Это нужно для того, чтобы сразу же четко уяснить себе: что, где, когда, как и почему. Запоздалые уточнения займут куда больше времени. Поэтому задавайте вопросы сразу же и выделяйте главное, что повлияет на ваши действия.
- Заведите записную книжку. Она отчасти поможет восполнить отсутствие феноменальной памяти. Записных книжек может быть много — для разных целей — разные. Можно записывать телефоны, понравившиеся мысли великих. Можете доверять бумаге и свои собственные соображения, потому что «не записанная мысль есть потерянный клад».
- Не забывайте о перерывах.Отказавшись от них, вы успокоите свою совесть, но ухудшите результат, потому что работать до изнеможения, а потом долго приходить в себя — далеко не лучший режим. Переключение с одной умственной работы на другую не только не увеличивает усталости, но и дает отдых тем слеткам мозга, которые интенсивно работали.
- Контролируйте себя.Закончив работу, еще раз спросим себя, куда ушло время. Оценив задним числом свои свершения, нередко обнаруживаем, что много времени ушло на суету, а первоочередное осталось не сделанным. Начните с главного, многое из неважного решится само собой.