Кто же его не знает – главного героя любого новогоднего праздника – Деда Мороза!
Но откуда возник этот образ доброго деда с мешком подарков?
Предками Деда Мороза (Санта – Клауса) в одних странах считают гномов. В других – средневековых странствующих жонглёров. А в белорусской мифологии был такой герой – древнее божество Зюзя – олицетворение зимней стужи. В народе во время проведения новогодних праздничных обрядов его упоминали вплоть до XIX столетия: «Зюзя на дварэ – куцця на столе “ Белорусы представляли себе Зюзю седым толстым дедом, низкого роста и с косматой бородой, босым, без шапки, с железной булавой. Верили, что большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но время от времени наведывается и в деревни, принося туда сильный мороз. Разозлившись, Зюзя бьёт булавой об пень, и тогда начинаются трескучие морозы. На Коляды ему оставляли часть кутьи, чтобы не был таким лютым.
Помимо мифологических у Деда Мороза есть и вполне реальный прототип. В IV столетии в византийском городе Мира жил архиепископ Николай. По преданию, он был очень добр, заступался за обиженных, помогал всем нуждающимся. Для народа Никола был вторым после Бога заступником от всех бед и несчастий. День святителя и чудотворца Николая, который празднуется 19 декабря – один из самых почитаемых церковных праздников. С зимнего Николы начиналась подготовка к святочным посиделкам, приходило ощущение предстоящего праздника. Возможно, именно поэтому такие черты чудотворца Николая, как доброта, способность одаривать по заслугам, постепенно перешли к главному новогоднему герою – Деду Морозу.