Консультация

Влияние игры на развитие познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью при проведении коррекционно-развивающих занятий

Основной формой воздействия на ребенка в классах интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой специального образования на уровне общего среднего образования в классе интегрированного обучения и воспитания. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог, работающий в школе с данной категорией детей, должен помнить о возрастных особенностях школьников и тех отклонениях в развитии, которые характерны для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Их психо-физиологическое развитие существенно отстает от развития нормально развивающихся сверстников.

При правильной организации жизни и деятельности, требующей включения специального обучения и воспитания, многие дефекты могут быть скорректированы и сглажены. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы заинтересовать, привлечь внимание каждого школьника. Взрослым необходимо постоянно создавать положительное эмоциональное настроение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат игры.

«Игра — разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части, вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей роли и коллективизирующей».

В младших классах школы игра также является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторять уже изученный материал без монотонности и скуки.

Необходимость проведения специальных коррекционных занятий очевидна. В форме игрового путешествия на таких занятиях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью можно развить: умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному педагогом.

Кроме этого на таких занятиях с помощью игр и упражнений необходимо сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью поисковые пробы ориентировки при выполнении задания, на этой основе создавать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом, подвести к подменной зрительной ориентировке (мозаика, «Сложи картинку»). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности — предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему она складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование целостного образа задерживается и без специального коррекционного воздействия развивается очень медленно. Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия (первый этап — узнавание; второй этап — создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов — форму, цвет, величину, наличие и соотнесение частей).

Для того, чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо закреплять полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако, по-настоящему четкими, подвижными представления становятся тогда, когда соединяются со словом — названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время.

Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством, ребенок научился выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а затем только называется предмет: (» Дай такой же», указывая на картинку – образец).

С развитием зрительного, много общего имеет тактильно-двигательное восприятие. Оно начинается также с узнавания, а завершается формированием представлений. Здесь также необходимо овладение способами ориентировки и мерками, сенсорными эталонами, что невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Слово также должно опираться на собственный опыт ребенка, фиксировать и обобщать его, а не предварять. Уже в самом восприятии имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления. Перенос одного свойства на другие происходит в том случае, если ребенок этот процесс осуществляет самостоятельно, без помощи и подсказки взрослых.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета, обведения его контура. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении — контурный, плоский — воспроизводится в рисунке. В предлагаемых на коррекционных занятиях играх, дети должны сначала узнавать и воспринимать целостные, объемные предметы, а затем их контуры, то есть сначала они учатся ощупыванию, а затем обведению по контуру.

В дальнейшем на основе восприятия возникают формы оперирования образами в уме, которые мы наблюдаем при необходимости сделать целое из частей: нарисовать целый предмет, собрать мозаику; при составлении сериационного ряда, когда предметы располагаются в соответствии с закономерным возрастанием или убыванием; при группировке предметов по заданному признаку. Такая группировка возникает постепенно, сначала подбирается один предмет к образцу, затем несколько предметов к одному образцу. Это и есть группировка. Ребенок учится выделять тот признак, то свойство, которое является существенным при выполнении нужной задачи. Правильное развитие восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено целое (Машинка заваливается на бок потому, что у нее нет колеса). Очень важным оказывается влияние восприятия на решение словесных задач, типа загадок. Без сформированного представления дети действуют с опорой только на привычный заученный материал, на память, а не на мышление, то есть, не решая мыслительной задачи. Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов логического мышления, которые являются важными в психическом развитии ребенка. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает особенное значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом. В играх, способствующих формированию мышления, выделяют два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Наглядно-действенное мышление лежит в основе технического мышления, обеспечивает овладение профессиональными навыками и умениями. Оно лежит в основе творческого подхода к решению всех проблемных задач, помогает человеку ориентироваться в любой новой и незнакомой ему ситуации. Развитие наглядно-действенного мышления тесно связано с развитием ориентировки в окружающем предметном мире, в первую очередь с овладением поисковым способом — способом проб и ошибок. В то же время его развитие невозможно без усвоения и обобщения полученного опыта. На базе этого у детей появляется возможность решать задачи такого же типа в наглядно-образном, а затем в логическом плане

Кроме всего перечисленного выше, остановимся еще на одном важном условии организации коррекционных занятий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Таким важным условием является эмоциональная сторона. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.

Роль взрослого двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, организуя детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в играх, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативности использования игр является соблюдение последовательности от легких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы: повторяемость, доступность, постепенность выполнений заданий.

Таким образом, в играх на специально организованных занятиях происходит развитие и коррекция всех познавательных процессов учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учитель – дефектолог                            З. В. Поликарпова

Добавить комментарий