Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
На основании инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско- преподавательского состава учреждений высшего образования) от 22.08.2012 № 101 аттестация педагогических работников проводится на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий, подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение второй и первой квалификационных категорий в случаях, которые определены в части пятой пункта 5 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), а учителей, реализующих образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.
Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 18 и пунктом 19 данной Инструкции.
В соответствии с ч.1 п.18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников обязательным условиями допуска к аттестации на присвоение квалификационной категории являются следующие:
— соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
— наличие стажа работы на соответствующей должности в соответствии с ч.1-4 п.19, ч.1 п.20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников;
-освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Претендовать на присвоение второй квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее –стаж работы), два года, первой, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.
При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы, который определен частью первой пункта 19 настоящей Инструкции (только по одной должности), на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующие педагогические работники:
-учителя-дефектологи, методисты, педагоги-организаторы, педагоги социальные,
-педагоги-психологи, воспитатели, аккомпаниаторы, мастера производственного
— обучения учреждения образования, если они переведены на эти должности с должности учителя или преподавателя;
— учителя или преподаватели, если они переведены на эту должность с должности учителя-дефектолога, мастера производственного обучения учреждения образования (при обязательном наличии высшего образования по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшего образования и переподготовки по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование»);
-воспитатели, методисты, если они переведены на эти должности с должности мастера производственного обучения учреждения образования;
воспитатели, методисты, если они переведены на эти должности с должности
мастера производственного обучения учреждения образования;
-воспитатели-методисты, методисты, воспитатели, если они переведены на эти должности с должностей учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования;
-воспитатели дошкольного образования, если они переведены с должностей
учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, педагога, педагога-психолога, педагога-организатора;
-педагоги-психологи, педагоги социальные, педагоги-организаторы, если они
переведены с должности воспитателя дошкольного образования;
педагоги-организаторы, если они переведены на эту должность с должности
культорганизатора;
-музыкальные руководители, если они переведены с должностей учителя или
преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниаторы;
педагоги дополнительного образования, если они переведены на эту должность с должности учителя или преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастер производственного обучения учреждения образования, культорганизатора, методиста, аккомпаниаторы, педагога-организатора; аккомпаниаторы, если они переведены на эту должность с должности учителя или преподавателя, музыкального руководителя;
-руководители физического воспитания, если они переведены на эту должность с должности учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, педагога дополнительного образования.
При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, педагогические работники, претендующие на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.
Организационная работа по подготовке к аттестации осуществляется лицом, уполномоченным руководителем организации системы образования, с участием членов аттестационной комиссии и включает следующие этапы:
изучение педагогической деятельности аттестуемого (в том числе за последние два года – лица, претендующего на присвоение второй квалификационной категории, за последние три года – лица, претендующего на присвоение первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист», и за последние пять лет – лица, проходящего обязательную аттестацию); подготовку аналитической информации, содержащей результаты изучения педагогической деятельности аттестуемого за период, определенный в абзаце втором настоящей части, а также подробные сведения о прохождении предварительной аттестации и принятом решении; составление характеристики педагогического работника (далее — характеристика), содержащей оценку его профессиональных, деловых и личных качеств.
Характеристика согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом. Аналитическая информация и характеристика (далее — аттестационные материалы) подписываются руководителем организации системы образования. Аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой не позднее чем за неделю.
Срок подготовки аттестационных материалов не должен превышать двух месяцев с даты: подачи заявления — в отношении педагогического работника, проходящего аттестацию на присвоение второй или первой квалификационной категории; представления справки о сдаче квалификационного экзамена — в отношении педагогического работника, проходящего аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») или подтверждение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист»).
От обязательной сдачи квалификационного экзамена при прохождении
аттестации на присвоение высшей категории освобождаются:
— педагогические работники, имеющие государственные имеющие государственные награды Республики Беларусь (БССР), бывшего Союза ССР, а также государств — участников СНГ, присвоенные за достижения в сфере образования; педагогические работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание; учителя или преподаватели — авторы учебников, учебных пособий, которые официально утверждены или допущены в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь; педагогические работники, ставшие победителями областного (Минского городского) или победителями или лауреатами заключительного этапа республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников; педагогические работники, подготовившим победителей (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад, заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам среди учащихся учреждений образования, осваивающих содержание образовательных программ базового образования, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, среднего специального образования на основе общего базового образования, а также республиканской олимпиады профессионального мастерства учащихся, курсантов учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений профессионально-технического образования, международных фестивалей технической и художественного творчества учащейся молодежи, а также официальных спортивных соревнований, проводимых в соответствии с республиканскими календарными планами, международных спортивных соревнований.
На основании результатов аттестационной беседы аттестационная комиссия решает:
— присвоить (отказать в присвоении) соответствующую квалификационную
категорию (с именем должности педагогического работника, по которой он
аттестуется);
— подтвердить квалификационную категорию (с именем должности
педагогического работника, по которой он аттестуется);
— снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (с
именем должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
— отменить квалификационную категорию (с именем должности педагогического работника, по которой он аттестуется).
При принятии решения о снижении (отмене) педагогическому работнику квалификационной категории, по которой он проходит аттестацию на подтверждение квалификационной категории, за ним сохраняется предыдущая квалификационная категория, в том числе в случае, предусмотренных частью третьей пункта 19 настоящей Инструкции.