«Без добрых дел, нет доброго имени.»
Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися значения слов «ХОРОШО» и «ПЛОХО»,развитие умения отличать плохое от хорошего.
Оборудование:
- Пословицы, написанные на ватмане:
«Называться человеком легко ,быть им трудно.»
«Человек – это то, что он сам из себя сделал.»
«Без добрых дел, нет доброго имени.» - Телевизор и видеомагнитофон для просмотра сюжета из Киножурнала «Ералаш».
- На доске написано:
Добрый человек-это тот, который…
Злой человек-это тот, который… - Выставка рисунков детей на тему дискуссии.
- Анкета: добрый человек- это… злой человек- это…
Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя.
С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему занятию стали пословицы, которые вы видите на доске.
Ребята, как вы понимаете эти пословицы?
(высказывания детей)
II. Введение в тему.
Молодцы, ребята! Мы видим, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком. И сегодня мы пригласили вас на необычное мероприятие –дискуссию-диспут.
Что это такое? Это обсуждение какой-либо проблемы, возможно с предварительной подготовкой.
Тема нашей дискуссии такова: Что такое хорошо и что такое плохо.
(Дети читают стихи.)
1ученик:
Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2ученик:
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо , хуже нет,
Это подло даже!
3ученик:
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
4ученик:
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5ученик:
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
6ученик:
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7ученик:
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
III. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания вы должны были приготовить выступление по теме нашей дискуссии.
Выступление _____________ класса.
Ребята, мы вам сейчас покажем сказку «Чья помощь лучше», а вы , посмотрев наше выступление, решите, кто из героев поступает хорошо, а кто плохо.
Сказка.
Жил-был король. И было у него три дочери — Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
-Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!
Вторая дочь Полина сказала:
-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
-А ты что включишь? — спросил король у младшей дочери.
-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.
-Ну что же, — сказал король, — теперь я знаю , что у меня есть только одна настоящая помощница.
Вопросы к сказке:
- От чего король пришёл в ужас?
- Что он решил сделать?
- О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?
- Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?
А какой вывод делаете вы?
Выступление ___класса.
Мы покажем инсценировку стихотворения С. Я. Маршака «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.
Мальчик Миша мается
Миша заикается.
Как другие- чисто, ясно, —
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «ка»
Но ребята не смеются-
Дружба классная крепка!
— Ты Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Просто с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорил слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно подождать!
Наверно у всех вас есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним.
Что вы цените в них прежде всего?
(высказывания детей)
А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»
Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши,
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей!
Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать- соединить труднее.
(высказывания детей)
IV. Просмотр и обсуждение сюжета из детского киножурнала «Ералаш».
Ребята, сейчас мы вам предлагаем посмотреть сюжет из детского киножурнала «Ералаш».
(просмотр сюжета «Вовка, добрая душа» )
Как вы считаете, герой этого сюжета поступает хорошо или плохо? Почему?
(высказывания детей )
V. Анализ результатов анкетирования, выступление инспектора по делам несовершеннолетних или педагога социального.
Готовясь к дискуссии, вы ответили на ряд вопросов. Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты. Согласно вашим ответам, добрый человек- это…
злой человек- это…
(зачитываются ответы )
Каждый мечтает о счастливом будущем и видит в себе хорошего человека. Никто не хочет стать преступником, вором- это характеристика злого человека.
Сегодня на нашей дискуссии гость, инспектор по делам несовершеннолетних (Ф.И.О.). В своей работе она часто встречается с такими детьми и сейчас расскажет, почему среди детей встречаются такие люди, которые совершают плохие поступки.
(выступление инспектора)
VI. Подведение итогов.
Наше мероприятие подошло к концу. Мы надеемся, что из того, о чём здесь шла речь, вы сделаете определённые выводы. Желаем вам , чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, а плохое старайтесь обходить стороной. Спасибо вам за дискуссию. А в заключении давайте вспомним и споём песню самого доброго сказочного героя-кота Леопольда.
(дети исполняют песню «Если добрый ты…»)