Эмоционально-волевая готовность детей к школе

 Проблемы эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

 

Педагог-психолог

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия – наследственность, особенности его физического развития. Но несмотря на уникальность формирования и развития эмоционально-волевой сферы, требования, которые предъявляются дошкольникам по эмоционально-волевой готовности к школьному обучению, стандартны и едины для всех.

Под одним из основных требований подразумевается, что ребенок может сидеть за партой и выполнять задания, предложенные педагогом. А если ребенок не может усидеть за столом больше 10 минут или вместе со всеми начать выполнять задание, если приходится несколько раз обращаться к ребенку, прежде чем он услышит и отреагирует? К сожалению, иногда учитель не имеет возможности аккуратно ввести ребенка в учебный процесс, и социально неприемлемое поведение такого первоклассника приводит к тому, что его начинают считать «необучаемым», невзирая даже на высокий уровень интеллекта.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.

К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как \»надо\», \»можно\», \»нельзя\». \»Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п.\» – все это побудительная, активизирующая функция воли. \»Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п.\» – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. \»Можно\» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: \»Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте – выучишь уроки)\» и т. д.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

— умение сосредотачиваться,

 -управление своими эмоциями,

 — умение контролировать свои действия.

В психологии это называется «произвольным поведением». Его слабое развитие проявляется в том, что ребенок:

 — не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

 — не умеет работать по правилу;

 — не умеет работать по образцу;

 — нарушает дисциплину.

Исходя из этого, взрослый должен:

Во-первых, для эмоционально-волевой готовности к школьному обучению на помощь может придти всё та же сюжетно-ролевая игра, в частности в «Школу», где Вы, взяв на себя роль учителя, будете давать несложные, но скучные на первый взгляд задания, например, рисование палочек или крючочков в тетради, обвести трафареты, посчитать в прямом и обратном порядке, решить задачку и т.д. В игре дети лучше всего включают свои волевые процессы.

Во-вторых, для развития воли ребёнка хорошо подойдут несложные задания, которые ребёнок будет выполнять по инструкции. Например, взять карандаш или фломастер определённого цвета, открыть книгу на нужной странице, отступить от края страницы три клеточки вниз и пять клеточек справа и т.д.

В-третьих, для развития воли хороши дидактические игры с чёткими правилами и чёткой инструкцией, конструирование по образцу и по схеме, пересказ сказок или рассказов по схематическому плану и пр.

В-четвёртых, становлению произвольности поведения способствует система специально разработанных заданий на сравнение с образцом. При этом на ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это будет способствовать развитию самоконтроля.

Добавить комментарий