Пружаны — очаровательный небольшой городок, где сохранилось несколько интересных архитектурных памятников: усадьба, костел Вознесения Девы Марии, православный собор Святого Александра Невского и торговые ряды. Все эти объекты были построены в XIX веке. Именно они и привлекают в Пружаны туристов. Несколько лет назад в городе появилась новая аттракция. Она создана в рамках инициативы «Возрождение аутентичного ремесла керамики как катализатора развития камерного туризма на Пружанщине». Здесь, во флигеле, который находится в живописном парке, была создана гончарная мастерская по изготовлению черноглянцевой (или задымленной) керамики, характерной для Пружанского района.
История гончарства на Пружанщине насчитывает почти 600 лет. Появилось оно благодаря королеве Боне Сфорца, которая либо привезла сюда мастеров гончарного дела, либо организовала обучение местных умельцев именно этой технологии.
В середине XIX века в Пружанах проживало 150 гончаров, которые сохраняли традиционные черты гончарных изделий, присущую им архаичность, оставшуюся от эпохи неолита. А к началу XX столетия их число выросло до 250. Более 40 семей поколениями занимались этим видом ремесла в районе.
Благодаря местным краеведам удалось по частям собрать старинные технологии чернения или дымления керамики. Гончарные изделия из Пружан сегодня можно встретить в крупнейших европейских столицах. Гончары производили, в основном, посуду. Это были кувшины и «гарляки» для молока, «макотры» для растирания мака, «жбаны», «дуршлаги», «слоики», «мисы», «мялачки» для толчения картофеля, «спарышы», «трайники» и «бабошки» для приготовления бабки, «буньки» для воды. Вся эта утварь пользовалась большим успехом на базарах и ярмарках. Все изделия изготавливались из местной глины, на простейшем домашнем оборудовании под названием «крух». Особенность такой посуды в том, что она не покрывалась глазурью, но украшалась декором в виде вертикальных и косых полосок, ромбов. Старинная технология задымления не менялась веками и вполне может быть освоена и сегодня. «Фишка» заключалась в том, что незадолго до завершения процесса обжига в печь забрасывали щепки (например, от ели или от сосны), которые давали много дыма и копоти, после чего печь закрывали наглухо. Из-за отсутствия кислорода топливо разлагалось, и проникало в глину, окисляли ее и чернили, осаждая «смоль и копоть».
С годами, как это часто бывает, гончарное ремесло потеряло свою актуальность. В 1947 году в Пружанах была организована артель, но через три года она распалась. Последним умельцем, посвятившим всю жизнь традиционному для здешних мест гончарному искусству, был мастер Антон Токаревский (1904-1984 гг.) Нельзя сказать, что попытки реанимировать старинный промысел ранее не предпринимались. Но успехом они не увенчались. Возможно, теперь традиционное гончарство получит новое дыхание: по проекту ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» закуплены два гончарных круга, выставочный стеллаж, глина. Гончарная мастерская, открытая во флигеле музея-усадьбы, предоставляет возможность заинтересованным местным жителям получить необходимый минимум знаний и навыков для создания этого вида керамики и стимулирует самозанятость.
Любого туриста может привлечь необычный арт-объект: бетонная скамья, украшенная мозаикой. В центре композиции – гончарный горн, стилизованный под птицу с распростертыми крыльями, и солнце.
Идея арт-объекта принадлежит пружанской керамистке Наталии Грицко. А установлена скамья в память о потомственном гончаре Антоне Токаревском.