Об обеспечении коррекционной
и практической направленности
процесса обучения детей с ОПФР
В Республике Беларусь ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в общеобразовательных школах.
Ребенок с особенностями психофизического развития – это не «беда», которая нежданно-негаданно свалилась на школу. Каждый педагог сегодня должен понимать, что внедрение интегрированного обучения и воспитания связано с реализацией законных прав детей с ОПФР. Нахождение такого ребенка в учреждении общего среднего образования – это абсолютно естественная (законодательно закрепленная) ситуация. И все рассуждения по этому поводу необходимо перенести из области «нужно – не нужно», «нравится – не нравится», в область «как это сделать наиболее рационально, с наименьшими организационными и эмоциональными издержками».
Специальная педагогика исходит из представления о ребенке с особенностями психофизического развития как о самоценной, саморазвивающейся личности. В понимании современного педагога ребенок с особенностями психофизического развития – это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости (в определенных сферах и на определенном уровне), овладевать нравственным опытом и многообразием социальных ролей, включаться в социум (с разной степенью участия). Применительно к ситуации учебного класса это ребенок, обладающий набором обычных детских потребностей: двигаться, познавать, получать внимание со стороны окружающих взрослых и детей, включаться в разнообразные виды взаимодействия. Это ребенок, который при умелом руководстве, способен реализовать себя в роли ученика, товарища, помощника, при этом быть достаточно самостоятельным и способным искренне сопереживать в любой ситуации.
Рассмотрим категорию детей с трудностями в обучении более подробно.
Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития теоретически имеют хорошие прогнозы развития — у большинства из них возможно выравнивание развития к концу обучения в начальной школе. Реальная помощь зависит в значительной мере от качества проводимой работы как на уроках, так и внеурочное время.
Основой учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с ОПФР является его коррекционная и практическая направленность.
Коррекция – система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей. Чем раньше начнется коррекционная работа с детьми, которые имеют определенные задержки в развитии, тем более успешным будет двигательное и интеллектуальное развитие.
В чем же проявляется коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса:
- В структуре учебного процесса: пятилетний срок обучения на 1 ступени получения образования, меньшее количество учеников в классе, лечебно-профилактические мероприятия, индивидуальные и групповые занятия;
- В учебном плане: увеличено количество часов по некоторым предметам (например, 3-ий год обучения математика программа для детей с трудностями в обучении – 5ч., программа общеобразовательной школы – 4ч., увеличено количество часов на изучение некоторых разделов по предметам, предусмотрены специальные занятия по коррекции;
- В содержании обучения, направленном на изучение основ наук вместе с исправлением недостатков познавательной деятельности, коррекции личностных качеств, специальной подготовкой детей к тяжелым разделам программы.
- В системе и методах изучения программного материала, который учитывает особенности развития детей данной категории, их возможности.
На уровне урока, в частности, принцип коррекционной направленности организации обучения нашел свое отражение в структуре и принципах построения урока. Остановимся на общих требованиях, которых необходимо придерживаться при проведении уроков:
1) необходимо тщательно планировать подготовительную работу по теме урока;
2) проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта и расширению кругозора учащихся;
3) постоянно повторять предыдущий материал;
4) дозировано наращивать сведения (то есть на начальных этапах обучения предпочтения желательно отдавать урокам комбинированного типа);
5) соблюдать четкую структуру урока, планировать промежуточные выводы по каждой части урока;
6) соблюдать охранительный, здоровьесберегающий режим (смена видов деятельности, физминутки и т.д.).
Рассмотрим ключевые позиции по обеспечению коррекционной направленности обучения в части методов, приемов и средств. Выделяют следующие позиции:
— активное использование приемов активизации умственной деятельности (проблемные ситуации, загадки, викторины, уроки- исследования );
— алгоритмизация умственных действий (схемы – опоры, памятки, выделение этапов при выполнении заданий);
— широкое использование наглядных средств. Это – «каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся»;
— использование различных видов помощи учащимся (часто продвижение учащихся возможно оценить лишь по изменении степени самостоятельности в выполнении заданий). Виды помощи: обучающая, стимулирующая, направляющая;
— особая роль в обучении детей с трудностями в обучении, отводится тренировочным упражнениям.
Таким образом, необходимо понимать, что коррекционная направленность урока (и системы обучения в целом) – это не формальный вид, а понимание принципов обучения детей, которое происходит в условиях недоразвития, это видение перспективных результатов обучения в целом.
Хочу обратить Ваше внимание на основные условия для успешной реализации коррекционной направленности.
Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения детей с трудностями в обучении:
1.Успешность и эффективность обучения во многом зависит от положительной мотивации. Успешность мотивации зависит от:
— создания благоприятной эмоциональной ситуации, организации совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками (работа в подгруппах).
— активизации познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. на всех этапах обучения ребенка. Наибольшими возможностями обладают дидактические игры. Игры можно использовать на любом этапе изучения темы: с игры можно начинать тему, чтобы выявить имеющиеся знания, затем игра может выполнять функции текущей диагностики, в итоге – проверить и закрепить знания учащихся. Наиболее часто используемые игры: «4-й лишний», «Наведи порядок», «Посмотри и запомни», «Шапка-невидимка», «Чудесный мешочек», «Лото». Кроме этого используются приемы игровых ситуаций.
Можно использовать задание-соревнование, например, «Кто лучше…», «Кто аккуратнее…» « Кто больше » и т.п.
Используются логические задачи, перфокарты, тесты, таблицы, памятки.
2.Формирование обобщенных приемов учебной деятельности: работа с книгой, подготовка рабочего места к занятиям, умение самостоятельно работать с текстом, умение передавать содержание текста через устный пересказ, выделять главное.
3.Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности, с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
4.Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.
Например: указание правила, на которое опирается задание. Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.). Указание алгоритма выполнения задания. Указание аналогичного задания, выполненного раньше. Выдача ответа или результата выполнения задания. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Основным условием как общего развития, так развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность. В процессе коррекции тех или иных отклонений необходимо учитывать общие особенности деятельности детей с трудностями в обучении. К общим умениям и способам, которые необходимы для усвоения любого учебного предмета относятся: умение ориентироваться в задании, делать его анализ, обдумывать и планировать будущую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о сделанной работе и давать ей оценку. Все эти компоненты у данной категории детей слабо развиты, а иногда вообще не сформированные. Они и обуславливают стойкий характер сложностей, которые возникают, увеличиваются в связи с нарастающей сложностью учебного материала. Поэтому коррекция отклонений учебной деятельности должна занимать существенное место.
Основные направления и задачи коррекционной работы.
Первое направление – это нормализация учебной деятельности. Важным аспектом в нормализации учебной деятельности имеет анализ образца. Начинать эту работу необходимо с обучения анализа образца, его рассматриванию с выделением главных примет. Необходимость коррекции этого умственного действия (анализа) обусловлена тем, что дети с трудностями в обучении ограничиваются беглым осмотром образца, не умеют выделять многих из существенных признаков, сразу начинают выполнять любое задание. Такая необдуманность, импульсивность, слабая ориентация в задании, приводит к многочисленным ошибкам, большинство из которых дети не исправляют, а иногда и не замечают. Обучение анализу образца тесно взаимодействует с формированием умения ориентироваться в задании. Полный и точный анализ образца и достаточное ориентирование в задании, помогают детям правильно организовать будущую работу, снимут характерную для них импульсивность действий.
Дети с трудностями в обучении недостаточно владеют не только анализом, но и обобщением, классификацией, логической операцией делать выводы по аналогии и другими навыками, необходимыми для обучения. В связи с этим вторым направлением коррекционной работы является развитие познавательных процессов. На уроках необходимо чаще включать задания на обобщение (растения, животные, посуда, мебель) Например: назови одним словом тарелка, чайник, чашка, …. Продолжи ряд: роза, ромашка, лилия.. Большую сложность дети с трудностями в обучении испытывают при необходимости включить один и тот же объект в разные системы обобщения. Особенно выразительно это проявляется при решении задач на исключение четвертого лишнего, когда дети показывают недостаточную гибкость своего мышления ,склонность к стереотипу .Задачи на исключение четвертого лишнего необходимо также чаще включать на всех уроках, постепенно их усложняя. Например: Исключи лишнее. Объясни выбор. Матем.:4, 9 ,2, 15, 8.
В процессе обучения на любом уроке существенным моментом является подведение детей к обобщению не только изученного на уроке материала, но и отдельных этапов урока. Выделение узловых моментов изучаемого материала содействует возникновению необходимых логических связей в знаниях учащихся.
Третьим направлением коррекционной работы является укрепление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимодействия речи и деятельности учеников. Большие возможности для достижения этой цели дает проговаривание. Проговаривание отдельных этапов работы содействует более точному и полному анализу образца, приучает к обдумыванию и планированию своих действий.
Принцип коррекционно-практической направленности заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с особенностями развития и коррекции имеющихся у них дефектов посредством отбора такого учебного материала, который необходим для практической жизни. Причём, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе обучения, выполнения упражнений, практических работ, что также обеспечивает активизацию познавательной деятельности.
Рассмотрим, как проявляется коррекционная и практическая направленность при изучении некоторых предметов.
Человек и мир
Изучение предмета «Человек и мир» позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников.
При реализации принципа коррекционно — практической направленности по этому предмету осуществляю постоянное наблюдение за учениками (их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам). Обращаю внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в обсуждении какого-то вопроса, на их умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы, беру на заметку умение школьников участвовать в беседе; скорость припоминания заученного материала, время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного ответа; развёрнутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно-практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности, избирательное отношение учащихся к изученным темам.
В соответствии с этим планирую методы работы на каждом этапе урока. Коррекционно-практическая направленность предполагает, что методы, включённые в урок, должны выполнять не только обучающую, но и развивающую функцию. Для этого продумываю задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто читали, писали, отвечали, но делали это с включением в активную работу психологических функций. Это обеспечивает стимуляцию компенсаторных процессов развития детей с недостатками психического развития и формирование у них новых положительных качеств. Ведущее место занимают непосредственные наблюдения предметов и явлений в природе, натуральных предметов или их изображений, широко использую различные виды наглядности, стараюсь включать в урок красочные, эмоционально наполненные рассказы, разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, использую собственный опыт учащихся, презентации, наблюдения и практические работы.
Детям данной категории свойственна узость восприятия трудности в установлении пространственных связей. В связи с этим, предлагаю учащимся изображения объектов в различных ситуациях (изучаемый объект изображён в разных условиях — в разные времена года, растение или животное в естественных и специально созданных условиях) и выполненные различными графическими средствами (одновременно фотографическое, рисованное и схематическое). Такие задания способствует коррекции слухового восприятия, логического мышления, памяти.
С этой же целью проводятся дидактические игры, которые можно проводить как на природе, так и в классе. Игра активизирует познавательные процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный предмет увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний. Вот примеры отдельных игр, используемых на уроках: «Найди свое дерево», «Рыба, птица, зверь» и «Дерево, кустарник, трава». Проводятся они следующим образом. Учащиеся становятся в круг. Ведущий, находящийся в центре, повторяет слова « Рыба, птица, зверь» (или « Дерево, кустарник, трава »), указывает на любого игрока (или бросает мяч), и тот должен назвать соответственно — рыбу, птицу или зверя. Или каждый получает предметные картинки, которые должен распределить в соответствующее место. Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения, использую методические приемы, требующие включения различных анализаторов как слуховых, так и зрительных и тактильных.
Математика
Одним из необходимых условий успешного формирования математических знаний, является широкое использование предметно-практической деятельности с пособиями на уроке математики. Она решает вопросы коррекции и развития восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений. Широко используется при решении задач (задачи-поручения, задачи-инструкции) Например, при знакомстве с задачами на увеличение, уменьшение на несколько единиц, используется конкретный наглядный материал. Даются задания — поручения: положи 4 кружка в верхнем ряду и столько же в нижнем. Что можно сказать о количестве кружков? Теперь в верхнем ряду добавь 3 кружка. Что можно сказать о количестве кружков? Где больше? На сколько? Можно использовать зарисовки на доске, в тетрадях. Опорные схемы удобны для восприятия главного вопроса задачи. При решении задач на деление на равные части и деление по содержанию предоставляется возможность для инсценирования и демонстрации задачи.
Для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой.
Практическая направленность обучения математике в узком смысле слова означает изучение вопросов, непосредственно связанных с практикой (прямой угол, симметрия, площадь, скорость).
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль межпредметным связям и практическим работам. На уроках я стараюсь излагать теоретический материал на практической основе: от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению), а от него к применению. На своих уроках я выделяю основные задачи:
1)Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
2)Использование при изучении одного предмета знаний, умений, навыков приобретённых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.
3)Проведение практических работ, используя жизненные явления, факты, исторический и занимательный материал.
Какими методами и приёмами осуществлять межпредметные связи?
Метод целесообразных задач. Его сущность — это подбор 1 или 2 задач межпредметного содержания.
Задания: Межпредметная связь Человек и мир – математика. Сосчитай каких построений больше в нашем населенном пункте, 5-ти этажных либо 1 этажных и т.д.
Эвристический метод. С его помощью даю возможность ребятам самостоятельно делать выводы, составлять задачи, используя знания других предметов.
В реализации практической направленности обучения, присутствует весь комплекс политехнических умений и навыков:
1) Контрольно – измерительные умения и навыки.
Это измерения массы разнообразных вместимость разных сосудов, глубина и
2) Технические умения и навыки.
Умение обращаться с теми или иными инструментами –линейкой, угольником.
3) Конструктивные умения и навыки.
Это умения конструировать, составлять таблицы.
4) Иллюстративные– связанные с ознакомлением учащихся с фигурами, их свойствами.
Эти умения они могут использовать на уроках труда.
Русский язык
На уроках русского языка записывая что-либо на доске или в тетрадях, дети параллельно проговаривают слова по слогам (грамотно писать помогает слаженная работа различных анализаторов: зрительного, речедвигательного слухового, моторного). При изучении словарных слов, можно использовать дополнительные приемы (например, ассоциативные), которые включают различные виды памяти в запоминание (земляника от земля). Правописание словарных слов лучше запоминается при записи предложений с этим словом. Дидактические игры или игровые ситуации типа «Царица Вода и ее части» тоже позволяют активизировать предметно-практическую деятельность учащихся, которая способствует сознательному усвоению понятия «родственные», однокоренные слова. Детям предлагаются «ловушки», хитрые вопросы:
— Могут ли среди родственников Воды оказаться слова водить, заводила? Практически к любому упражнению можно подобрать наглядные опоры, используя которые, учитель старается повысить степень доступности материала, что в целом повысит мотивацию к учению. Создание различных речевых ситуаций («В транспорте», « В библиотеке», «В гостях», «Мой друг», ) способствует развитию связной речи.
Таким образом, реализация коррекционно — практической направленности способствует не только развитию у учащихся способности воспринимать учебную информацию и находить ей место в системе своих знаний, но и коррекции и компенсации имеющихся у учащихся недостатков психического развития. Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что для успешной реализации принципа коррекционно — практической направленности необходимо:
- Знать и учитывать интеллектуальные и психические особенности учащихся данной категории.
- Правильно подбирать содержание учебного материала.
- Творчески подходить к выбору методов, приёмов и средств обучения.
- Опираться на личный опыт учащихся и осуществлять связь обучения с жизнью.